ПО.01.УП.01 Специальность 3)
924
561
ПО.01.УП.02 Ансамбль4)
264
132
ПО.01.УП.03 Фортепиано
346,5
264
363
132
1,3,5,
7
2,4
,6,
8
2
4,6,8
82,5
4,6,8,
2
2
2,5
2,5
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
1
10
ПО.01.УП.04 Хоровой класс4)
ПО.02.
Теория и история музыки
ПО.02.УП.01 Сольфеджио
Музыкальная литература
ПО.02.УП.02 (зарубежная,
отечественная)
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по двум предметным
областям:
В.00.
Вариативная часть5)
49,5
16,5
759
330
429
412,5
165
247,5
2,4,8,
9
6
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
346,5
165
181,5
7,9
8
1
1
1
1
1,5
1039,5
5,5
6
6
6,5
7,5
1039,5
11
14
14
15,5
16,5
2
2
2
2343
33
1303,5
2
18
594
132
462
33
В.01.УП.01
Коллективное
музицирование
33
-
В.02.УП.02
Оркестровый класс4)
297
99
198
2
5,6…
-9,10.
1
6
1
В.03.УП.03
Хоровой класс4)
Дополнительный
инструмент (ознакомление)
Музицирование(чтение с
В.05.УП.05
листа)
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:6)
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.03.00.
Консультации7)
Специальность
К.03.01.
К.03.02.
Сольфеджио
Музыкальная
литература
К.03.03
(зарубежная,
отечественная)
Ансамбль
К.03.04.
Сводный хор4)
К.03.05.
Оркестр4)
К.03.06.
В.04.УП.04
А.04.00.
ПА.04.01.
ИА.04.02.
ИА.04.02.01.
ИА.04.02.02.
132
49,5
33
82,5
16,5
3
82,5
2,4,…
.-10
1
4
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
22
1
7
8
9,5
10
11
40
7
12,5
18
17,5
19
20
1435,5
1501,5
148
-
148
40
10
8
2
6
40
36
1
1501,5
2937
Аттестация
Промежуточная
(экзаменационная)
Итоговая аттестация
Специальность
Сольфеджио
3,4…9,10
132
8
Годовая нагрузка в часах
8
8
8
8
2
4
4
4
2
2
2
4
2
8
2
8
12
2
8
12
8
12
1
1
1
-
Годовой объем в неделях
4
2
1
0,5
1
2
Музыкальная литература
(зарубежная,
отечественная)
Резерв учебного времени7)
ИА.04.02.03.
1.
2.
3.
4.
5.
0,5
5
В общей трудоемкости на выбор образовательного учреждения предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и
с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в отношении количества часов, сроков реализации
предметов и количества часов консультаций остается неизменной, вариативная часть разрабатывается образовательным учреждением
самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающихся с присутствием преподавателя,
может составлять до 60 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные
занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от
объема времени аудиторных занятий. При формировании образовательным учреждением вариативной части, а также при введении в
данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки
кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических
работников.
В колонках 8 и 9 цифрой указываются учебные полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация
обучающихся. Номера учебных полугодий обозначают полный цикл обучения – 10 учебных полугодий за 5 лет. При выставлении между
цифрами «-» необходимо считать и четные и нечетные учебные полугодия (например «6-10» – с 6-го по 10-й). Форму проведения
промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по учебным полугодиям, а также время их проведения в
течение учебного полугодия образовательное учреждение устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного
на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
По учебному предмету «Специальность» в рамках промежуточной аттестации обязательно должны проводиться технические зачеты,
зачеты или контрольные уроки по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения и чтению с листа. Часы для
концертмейстера предусматриваются по учебному предмету «Специальность» в объеме от 60 до 100% аудиторного времени.
Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются: по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по «Сводному
хору» не менее 80% от аудиторного времени; по учебному предмету «Оркестровый класс» и консультациям «Оркестр» – до 100%
аудиторного времени; по учебному предмету и консультациям «Ансамбль» – от 60% до 100% аудиторного времени (в случае отсутствия
обучающихся по другим ОП в области музыкального искусства).
В данном примерном учебном плане образовательным учреждениям предложен перечень учебных предметов вариативной части и
возможность их реализации. Образовательное учреждение может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные
предметы из предложенного перечня или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по учебным
полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной
6.
7.
1.
2.
3.
4.
образовательным учреждением формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Вариативную часть можно использовать
и на учебные предметы, предусматривающие получение обучающимися знаний, умений и навыков в области исполнительства на
национальных инструментах народов России. Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той
или иной форме занятий.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов в неделю.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению учебного заведения. Консультации могут проводиться рассредоточенно или в счет резерва учебного
времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточенно, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу
обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной
(экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних
каникул.
Примечание к учебному плану
При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11
человек; мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым дисциплинам – от 2-х человек); индивидуальные занятия.
При реализации учебного предмета «Хоровой класс» могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в области
музыкального искусства.Учебный предмет «Хоровой класс» может проводиться следующим образом: хор из обучающихся первого
класса; хор из обучающихся 2–5 классов. В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение хоровых групп. При
наличии аудиторного фонда с целью художественно-эстетического развития обучающихся рекомендуется реализовывать учебный
предмет «Хоровой класс» на протяжении всего периода обучения. В случае отсутствия реализации данного учебного предмета после
первого класса, часы, предусмотренные на консультации «Сводный хор», используются по усмотрению образовательного учреждения
на консультации по другим учебным предметам.
Учебный предмет «Оркестровый класс» предполагает занятия народного оркестра (для обучающихся по классу гитары данные часы
могут быть перераспределены на учебный предмет «Ансамбль»), а также, при наличии, национального оркестра. В случае
необходимости учебные коллективы могут доукомплектовываться приглашенными артистами (в качестве концертмейстеров), но не
более чем на 25% от необходимого состава учебного коллектива. В случае отсутствия реализации данного учебного предмета, часы,
предусмотренные на консультации «Оркестр», используются по усмотрению образовательного учреждения на консультации по другим
учебным предметам.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь
период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми
программ начального и основного общего образования. По учебным предметам обязательной части объем самостоятельной работы
обучающихся планируется следующим образом:
«Специальность» – 1-3 классы – по 3 часа в неделю; 4–5 классы – по 4 часа в неделю; «Ансамбль» – 1 час в неделю;
«Оркестровый класс» – 1 час в неделю; «Фортепиано» – 2 часа в неделю; «Хоровой класс» – 0,5 часа в неделю; «Сольфеджио» – 1 час в
неделю; «Дополнительный инструмент» - 1 час в неделю;
«Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю.
Дополнительный год обучения (6класс)
4
5
6
7
Структура и объем ОП
615,5-7641)
297-330
318,5-434
Обязательная часть
615,5
297
318,5
346,5
198
214,5
132
231
82,5
132
66
99
33
82,5
33
66
33
ПО.01.
ПО.01.УП.01
ПО.01.УП.02
ПО.02.
ПО.02.УП.01
ПО.02.УП.02
ПО.02.УП.03
Музыкальное
исполнительство
Специальность2)
Ансамбль3)
Теория и история музыки
Сольфеджио
Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная)
Элементарная теория музыки
-
66
9
10
11
Количество недель
аудиторных занятий
16
17
Недельная нагрузка в
часах
82,5
82,5
-
8
2-е полугодие
3
Распределение по
учебным полугодиям
1-е полугодие
Индивидуальны
е занятия
2
Экзамены по
семестрам
Мелкогрупповы
е занятия
1
Промежуточная
аттестация
(по учебным
полугодиям)
Зачеты,
контрольные
уроки по
семестрам
Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов
Групповые
занятия
Аудиторные занятия
(в часах)
Трудоемкость в
часах
Самост.
работа
Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
Трудоемкость в
часах
Максималь
ная
учебная
нагрузка
11
12
2,5
2
2,5
2
11
1,5
1,5
49,5
11
1,5
1,5
33
11,12
1
1
66
132
49,5
-
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов
В.00.
Вариативная часть4)
В.01.УП.01 Оркестровый класс6)
Музицирование (чтение с
В.02.УП.02
листа)
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:7)
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:7)
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.03.00.
К.03.01.
К.03.02.
К.03.03
К.03.04.
К.03.05.
А.04.00.
ПА.04.01.
ИА.04.02.
ИА.04.02.01.
Консультации8)
577,5
8,5
8,5
280,5
15,5
15,5
111,2
2
2
12
0,5
0,5
363
11
11
363
19
19
6
115
99
33
33
693
66
16,5
330
8
38
-
-
4
Годовая нагрузка в
часах
8
4
4
4
2
2
12
38
8
12
Аттестация
-
82,5
16,5
Специальность
Сольфеджио
Музыкальная
литература
(зарубежная,
отечественная)
Ансамбль
Оркестр6)
Промежуточная
(экзаменационная)
Итоговая аттестация
Специальность
297
280,5
Годовой объем в неделях
2
1
2
ИА.04.02.02.
Сольфеджио
Музыкальная литература
ИА.04.02.03.
(зарубежная, отечественная)
Резерв учебного времени8)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
0,5
0,5
1
В общей трудоемкости ОП на выбор образовательного учреждения предлагается минимальное и максимальное количество часов (без
учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в отношении количества часов, сроков
реализации учебных предметов и количества часов консультаций остается неизменной, вариативная часть разрабатывается
образовательным учреждением самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающихся с
присутствием преподавателя, может составлять до 60 процентов от объема времени предметных областей обязательной части,
предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части
необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании образовательным учреждением
вариативной части, а также при введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные
и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы,
предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
По учебному предмету «Специальность» часы для концертмейстера предусматриваются в объеме от 60 до 100% аудиторного времени.
К реализации учебного предмета «Ансамбль» могут привлекаться как обучающиеся по ОП «Народные инструменты», обучающиеся по
другим ОП в области музыкального искусства, так и педагогические работники ОУ (преподаватели, концертмейстеры). В случае
привлечения к реализации данного учебного предмета работников ОУ планируются концертмейстерские часы в объеме от 60% до 100%
аудиторного времени (при отсутствии обучающихся по другим ОП в области музыкального искусства).
В данном примерном учебном плане образовательным учреждениям предложены два учебных предмета вариативной части и возможность
их реализации. Образовательное учреждение может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из
предложенного перечня (В.03.–В.08.) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по учебным
полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной
образовательным учреждением формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Вариативную часть можно использовать
и на учебные предметы, предусматривающие получение обучающимися знаний, умений и навыков в области исполнительства на
национальных инструментах народов России. Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той
или иной форме занятий.
При наличии аудиторного фонда с целью художественно-эстетического развития обучающихся рекомендуется реализовывать предмет
«Хоровой класс» на протяжении всего периода обучения. В случае реализации предмета «Хоровой класс» и консультаций по «Сводному
хору» для концертмейстера предусматриваются часы в объеме не менее 80% от аудиторного времени. При реализации предмета «Хоровой
класс» могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в области музыкального искусства. В случае отсутствия реализации
7.
8.
9.
данного учебного предмета, часы, предусмотренные на консультации «Сводный хор», используются по усмотрению образовательного
учреждения на консультации по другим учебным предметам.
Учебный предмет «Оркестровый класс» предполагает занятия народного оркестра, а также, при наличии, национального оркестра. В
случае необходимости учебные коллективы могут доукомплектовываться приглашенными артистами (в качестве концертмейстеров), но
не более чем на 25% от необходимого состава учебного коллектива. По учебному предмету «Оркестровый класс» и консультациям
«Оркестр» планируются концертмейстерские часы в объеме от 60 до 100% аудиторного времени. В случае отсутствия реализации данного
учебного предмета, часы, предусмотренные на консультации «Оркестр», используются по усмотрению образовательного учреждения на
консультации по другим учебным предметам.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной – 14 часов в неделю.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению учебного заведения. Консультации – это обязательный раздел структуры ОП. Они могут проводиться
рассредоточенно или в счет резерва учебного времени. В случае если консультации проводятся рассредоточенно, резерв учебного времени
используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. По учебным предметам, выносимым на
итоговую аттестацию, проводить консультации рекомендуется в счет резерва учебного времени.
Примечание к учебному плану
Объем самостоятельной работы в неделю обучающихся по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь
период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы
основного общего образования. По учебным предметам обязательной части объем самостоятельной работы обучающихся планируется
следующим образом:
«Специальность» – 4 часа в неделю; «Ансамбль» – 1 час в неделю; «Сольфеджио» – 1 час в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)» – 1 час в неделю; «Оркестровый класс» – 1 час в неделю.
1,3,5
…-15
ПО.01.УП.01 Специальность 3)
1316
757
ПО.01.УП.02 Ансамбль4)
330
165
ПО.01.УП.03 Фортепиано
ПО.01.УП.04 Хоровой класс4)
ПО.02.
Теория и история музыки
429
147
1135
330
49
477
ПО.02.УП.01 Сольфеджио
641,5
263
378,5
2,4…
-10,15
147
49
98
6
346,5
165
181,5
9,11,
13, 15
ПО.02.УП.02 Слушание музыки
Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная)
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
ПО.02.УП.03
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по двум предметным
областям:
В.00.
Вариативная часть5)
Коллективное
В.01.УП.01
музицирование
В.02.УП.02
Оркестровый класс
В.03.УП.03
Хоровой класс4)
4)
3357
559
165
99
98
8,10
…
-16
8-16
6
1778
2
14
1
1
1
1
1,5
1,5
1
1
1
2
2
2
2,5
2,5
1
1
1
1
1
0,5
0,5 0,5
0,5
1
1,5
1,5 1,5
1,5
1,5
1
1
1
1
1,5
5,5
6
6
6
6,5
7,5
1579
9
9,5
9,5
14
14
14
15,5
16,5
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
98
-
98
263
14
5,5
839
330
12
5
198
263
2
1579
1037
165
2
658
31
495
2,4
,6
…14
8
9,10
…15,16
6,8..14,16
10
1
1
1
В.04.УП.04
В.05.УП.05
Дополнительный инструмент
(ознакомление)
Музицирование (чтение с
листа)
49,5
33
131,5
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:6)
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:6)
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.03.00.
Консультации7)
Специальность
К.03.01.
К.03.02.
Сольфеджио
Музыкальная
литература
К.03.03
(зарубежная,
отечественная)
Ансамбль
К.03.04.
Сводный хор
К.03.05.
Оркестр
К.03.06.
А.04.00.
4394
196
131,
5
2,4,…
-16
-
6
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5 0,5
0,5
0,5
2418
7,5
8
8,5
9,5
9,5 9,5
10
11
2418
11,
5
12
13,
5
17,5
17, 17,
5
5
19
20
11
196
62
6
20
60
36
Аттестация
Годовая нагрузка в часах
8
8
8
8
8
8
2
2
2
2
4
4
8
4
10
2
2
2
4
8
2
8
12
2
8
12
2
8
12
1
1
-
4
8
8
8
2
8
1
1
1
Годовой объем в неделях
Промежуточная
(экзаменационная)
7
ИА.04.02.
Итоговая аттестация
2
Специальность
Сольфеджио
Музыкальная литература
ИА.04.02.03.
(зарубежная, отечественная)
Резерв учебного времени7)
5
43
ПА.04.01.
ИА.04.02.01.
ИА.04.02.02.
1976
16,5
1
0,5
0,5
8
1
1
2
1.
2.
3.
4.
5.
В общей трудоемкости ОП на выбор образовательного учреждения предлагается минимальное и максимальное количество часов (без
учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в отношении количества часов, сроков
реализации учебных предметов и количества часов консультаций остается неизменной, вариативная часть разрабатывается
образовательным учреждением самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающихся с
присутствием преподавателя, может составлять до 60 процентов от объема времени предметных областей обязательной части,
предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части
необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий вариативной части, поскольку ряд учебных предметов
вариативной части не требуют затрат на самостоятельную работу (например, «Ритмика»). При формировании образовательным
учреждением вариативной части, а также при введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические,
национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы,
предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
В колонках 8 и 9 цифрой указываются учебные полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация
обучающихся. Номера учебных полугодий обозначают полный цикл обучения – 16 учебных полугодий за 8 лет. При выставлении
многоточия после цифр необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5… 15» имеются в виду все нечетные учебные полугодия,
включая 15-й; «9–12» – и четные и нечетные учебные полугодия с 9-го по 12-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде
зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по учебным полугодиям, а также время их проведения в течение учебного полугодия
образовательное учреждение устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае
окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимсявыставляется
оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. По усмотрению образовательного учреждения
оценки по учебным предметам могут выставляться и по окончании учебной четверти.
По учебному предмету «Специальность» в рамках промежуточной аттестации обязательно должны проводиться технические зачеты,
зачеты или контрольные уроки по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения и чтению с листа. Часы для
концертмейстера предусматриваются по учебному предмету «Специальность» в объеме от 60 до 100% аудиторного времени.
Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются: по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по «Сводному
хору» не менее 80% от аудиторного времени; по учебному предмету «Ритмика» – до 100% аудиторного времени; по учебному предмету
«Оркестровый класс» и консультациям «Оркестр» – до 100% аудиторного времени; по учебному предмету и консультациям «Ансамбль»
– от 60% до 100% аудиторного времени (в случае отсутствия обучающихся по другим ОП в области музыкального искусства).
В данном примерном учебном плане образовательным учреждениям предложен перечень учебных предметов вариативной части и
возможность их реализации. Образовательное учреждение может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные
предметы из предложенного перечня (В.07.–В.12.) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение
по учебным полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться
установленной образовательным учреждением формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Вариативную часть
можно использовать и на учебные предметы, предусматривающие получение обучающимися знаний, умений и навыков игры на
6.
7.
национальных инструментах народов России. Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той
или иной форме занятий.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной – 14 часов.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению учебного заведения. Консультации могут проводиться рассредоточенно или в счет резерва учебного
времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточенно, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу
обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной
(экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних
каникул.
Примечание к учебному плану
1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 15 человек;
мелкогрупповые занятия – от 6 до 15 человек (по ансамблевым дисциплинам – от 2-х человек); индивидуальные занятия.
2. При реализации учебного предмета «Хоровой класс» могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в области
музыкального искусства.Учебный предмет «Хоровой класс» может проводиться следующим образом: хор из обучающихся первого
класса; хор из обучающихся 2–4-го классов, хор из обучающихся 5–8 классов. В зависимости от количества обучающихся возможно
перераспределение хоровых групп. При наличии аудиторного фонда с целью художественно-эстетического развития обучающихся
рекомендуется реализовывать предмет «Хоровой класс» на протяжении всего периода обучения. В случае отсутствия реализации данного
учебного предмета после третьего класса, часы, предусмотренные на консультации «Сводный хор», используются на усмотрение
образовательного учреждения для консультаций по другим учебным предметам.
3. Учебный предмет «Оркестровый класс» предполагает занятия народного оркестра, а также, при наличии, оркестра национальных
инструментов (для обучающихся по классу гитары данные часы могут быть отведены на предмет «Ансамбль»). В случае необходимости
учебные коллективы могут доукомплектовываться приглашенными артистами (в качестве концертмейстеров), но не более чем на 25% от
необходимого состава учебного коллектива. В случае отсутствия реализации данного учебного предмета, часы, предусмотренные на
консультации «Оркестр», используются на усмотрение образовательного учреждения для консультаций по другим учебным предметам.
4. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь
период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ
начального и основного общего образования. По учебным предметам обязательной части, а также ряду учебных предметов вариативной
части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом:
«Специальность» – 1-3 классы – по 2 часа в неделю; 4-6 классы – по 3 часа в неделю; 7-8 классы – по 4 часа в неделю; «Ансамбль» – 1 час
в неделю; «Оркестровый класс» – 1 час в неделю; «Фортепиано» – 2 часа в неделю; «Хоровой класс» – 0,5 часа в неделю; «Сольфеджио»
– 1 час в неделю; «Слушание музыки» – 0,5 часа в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю;
«Дополнительный инструмент» - 1 час в неделю.
Структура и объем ОП
615,5-7641)
297-330
318,5-434
615,5
297
318,5
346,5
198
214,5
132
231
82,5
132
66
99
33
82,5
33
66
33
Обязательная часть
Музыкальное
ПО.01.
исполнительство
ПО.01.УП.01 Специальность2)
ПО.01.УП.02 Ансамбль3)
ПО.02.
Теория и история музыки
ПО.02.УП.01 Сольфеджио
Музыкальная литература
ПО.02.УП.02
(зарубежная, отечественная)
ПО.02.УП.03 Элементарная теория музыки
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
577,5
297
-
66
-
9
10
11
Количество недель
аудиторных занятий
16
17
Недельная нагрузка в часах
82,5
82,5
-
8
2-е полугодие
7
4
1-е полугодие
6
3
Экзамены по
полугодиям
5
2
Зачеты,
контрольные
уроки по
полугодиям
Индивидуальн
ые занятия
Аудиторные занятия
(в часах)
Мелкогруппов
ые занятия
Трудоемкость
в часах
Самост.
работа
Групповые
занятия
1
Наименование частей,
предметных областей,
разделов, учебных предметов
Трудоемкость
в часах
Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
Максималь
ная
учебная
нагрузка
Дополнительный год обучения (9класс)
Промежуточная
аттестация
(по учебным
Распределение по учебным
полугодиям)
полугодиям
11
12
2,5
2
2,5
2
11
1,5
1,5
49,5
11
1,5
1,5
33
11,12
1
1
280,5
8,5
8,5
280,5
16,5
16,5
66
132
49,5
-
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов
В.00.
Вариативная часть4)
В.01.УП.01 Оркестровый класс6)
Музицирование (чтение с
В.02.УП.02
листа)
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:7)
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:7)
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.03.00.
Консультации8)
Специальность
К.03.01.
К.03.02.
Сольфеджио
Музыкальная
литература
К.03.03
(зарубежная,
отечественная)
Ансамбль
К.03.04.
Сводный хор5)
К.03.05.
Оркестр6)
К.03.06.
А.04.00.
ИА.04.01.
ИА.04.01.01.
ИА.04.01.02.
Аттестация
6
99
82,5
16,5
16,5
82,5
66
16,5
676,5
16,5
17,18
2
2
18
0,5
0,5
313,5
362,5
11
11
313,5
362,5
20
20
8
38
-
-
-
4
Годовая нагрузка в часах
8
4
4
4
2
2
8
12
38
8
8
12
Годовой объем в неделях
Итоговая аттестация
2
2
Специальность
1
Сольфеджио
0,5
Музыкальная литература
ИА.04.01.03.
0,5
(зарубежная, отечественная)
Резерв учебного времени8)
1
1. В общей трудоемкости ОП на выбор образовательного учреждения предлагается минимальное и максимальное количество часов (без
учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в отношении количества часов, сроков
2.
3.
4.
5.
6.
реализации учебных предметов и количества часов консультаций остается неизменной, вариативная часть разрабатывается
образовательным учреждением самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающихся с
присутствием преподавателя, может составлять до 60 процентов от объема времени предметных областей обязательной части,
предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части
необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании образовательным учреждением
вариативной части, а также при введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные
и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы,
предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
По учебному предмету «Специальность» часы концертмейстера предусматриваются в объеме от 60 до 100% аудиторного времени.
К реализации учебного предмета «Ансамбль» могут привлекаться как обучающиеся по ОП «Народные инструменты», обучающиеся по
другим ОП в области музыкального искусства, так и педагогические работники ОУ (преподаватели, концертмейстеры). В случае
привлечения к реализации учебного предмета работников ОУ (при отсутствии обучающихся по другим ОП в области музыкального
искусства) по данному учебному предмету и консультациям планируются концертмейстерские часы в объеме от 60% до 100% аудиторного
времени.
В данном примерном учебном плане образовательным учреждениям предложены два учебных предмета вариативной части и возможность
их реализации. Образовательное учреждение может: воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из
предложенного перечня (В.03.–В.09.) или самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по учебным
полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен заканчиваться установленной
образовательным учреждением формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Вариативную часть можно использовать
и на учебные предметы, предусматривающие получение обучающимися знаний, умений и навыков в области исполнительства на
национальных инструментах народов России. Знаком «х» обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той
или иной форме занятий.
При наличии аудиторного фонда с целью художественно-эстетического развития обучающихся рекомендуется реализовывать учебный
предмет «Хоровой класс» на протяжении всего периода обучения. В случае реализации учебного предмета «Хоровой класс» и
консультаций по «Сводному хору» для концертмейстера предусматриваются часы в объеме не менее 80% от аудиторного времени. При
реализации учебного предмета «Хоровой класс» могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в области музыкального
искусства. В случае отсутствия реализации данного учебного предмета, часы, предусмотренные на консультации «Сводный хор»,
используются на усмотрение образовательного учреждения на консультации по другим учебным предметам.
Учебный предмет «Оркестровый класс» предполагает занятия народного оркестра, а также, при наличии, национального оркестра. В
случае необходимости учебные коллективы могут доукомплектовываться приглашенными артистами (в качестве концертмейстеров), но
не более чем на 25% от необходимого состава учебного коллектива. По учебному предмету «Оркестровый класс» и консультациям
«Оркестр» планируются концертмейстерские часы в объеме от 60 до 100% аудиторного времени. В случае отсутствия реализации данного
7.
8.
учебного предмета, часы, предусмотренные на консультации «Оркестр», используются на усмотрение образовательного учреждения на
консультации по другим учебным предметам.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной – 14 часов в неделю.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению учебного заведения. Консультации – это обязательный раздел структуры ОП. Они могут проводиться
рассредоточенно или в счет резерва учебного времени. В случае если консультации проводятся рассредоточенно, резерв учебного времени
используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. По учебным предметам, выносимым на
итоговую аттестацию, проводить консультации рекомендуется в счет резерва учебного времени.
Примечание к учебному плану
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь
период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы
основного общего образования. По учебным предметам обязательной части, а также ряду учебных предметов вариативной части объем
самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом:
«Специальность» – 4 часа в неделю; «Ансамбль» – 1 час в неделю; «Сольфеджио» – 1 час в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)» – 1 час в неделю; «Элементарная теория музыки» – 1 час в неделю; «Оркестровый класс» – 1 час в неделю.