ДПП Живопись

Аннотации к программам учебных предметов дополнительной
предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства
«Живопись»
Программы учебных предметов являются неотъемлемой частью дополнительной
предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства и разработаны в
соответствии с ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства
«Живопись».
Все программы учебных предметов разработаны педагогическими работниками ДШИ
по каждому учебному предмету самостоятельно с учетом примерных программ по
учебным предметам, в соответствии с учебным планом ДПП «Живопись», прошли
обсуждение на заседании Педагогического совета ДШИ, имеют рецензии.
Программы учебных предметов содержат следующие разделы:
- пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета, его место и
роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного
времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию
учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на
внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия), формы
проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная),
цели и задачи учебного предмета, методы обучения, описание материально-технических
условий реализации учебного предмета;
- учебно-тематический план;
- содержание учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, систему оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- список литературы и средств обучения.
Аннотация к учебной программе «Основы изобразительной грамоты и рисование»
Разработчик программы: Еремеева С.А.– преподаватель художественного отделения
МУДО «Межозерная ДШИ».
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» входит в обязательную
часть учебного плана программы-с1-го по3-й класс по8-летнемукурсу обучения. В учебный
план 5-летнего курса обучения данный предмет не входит.Учебный предмет «Основы
изобразительной грамоты и рисование» является базовой составляющей для последующего
изучения предметов в области изобразительного искусства.
Программа направлена на приобретение детьми опыта творческой деятельности, на
приобретение знаний, умений и навыков по выполнению живописных и графических работ,
ориентирована на интеллектуальное развитие ученика. Программа ставит своей целью
приобщить детей к художественной культуре через пробуждение интереса, формирование
эстетического вкуса и практических умений. На начальном этапе учащиеся знакомятся с
основными понятиями рисунка и живописи в облегченном варианте, большая часть заданий
призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповое занятие. Количество
учащихся в группе – от 4-х до 10 человек.
В результате освоения программы учебного предмета «Основы изобразительной грамоты
и рисование» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и
навыков:
- знать различные виды изобразительного искусства;
- знать основные жанры в изобразительном искусстве;
- знать терминологию изобразительного искусства;
- знать основы цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг,
нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.); знать разнообразные техники и технологии,
художественные материалы в изобразительной деятельности и уметь их применять в
творческой работе;
- знать основные выразительные средства в изобразительном искусстве; знать основные
формальные элементы композиции: принцип трехкомпонентности, силуэта, ритма,
пластического контраста, соразмерности, центричности - децентричности, статики - динамики,
симметрии - ассиметрии;
- освоить навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
- освоить навыки передачи формы, характера предмета; уметь выбирать колористические
решения в этюдах, зарисовках, набросках; развить творческую инициативу, понимание
выразительности цветового и композиционного решения;
- развить образное мышление, память, эстетическое отношение к действительности;
- уметь отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции; уметь правильно оценивать
и анализировать результаты собственной творческой деятельности.
Аннотация к учебной программе «Прикладное творчество»
Разработчик программы: Дудкина Л.Н.– преподаватель художественного отделения
МУДО «Межозерная ДШИ».
Рабочая программа учебного предмета. ПО.01.УП.02. «Прикладное творчество» разработана на
основании и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной программе в области искусства «Живопись».
Учебный предмет «Прикладное творчество» занимает важное место в комплексе
предметов программы «Живопись». Он является базовой составляющей для последующего
изучения предметов в области изобразительного искусства.
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» направлена на создание условий
для познания обучающимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление
и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ
целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной
культуре.
Программа включает в себя четыре раздела, объединенных одной темой, содержанием
которой являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и
спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной
деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать
композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся
обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с
различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии,
учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем

мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в
передаче традиций из поколения в поколение.
Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения
занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых
приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий обучающиеся посещают
музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов,
знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества.
Данная программа составленна на основе федеральных государственных требований к
минимуму
содержания,
структуре
и
условиям
реализации
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного
искусства «Живопись».
Программа рассчитана на 3 года обучения, с 1 по 3 класс. В первый год продолжительность
учебных занятий составляет 32 недели, во второй и третий годы – по 33 недели.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
-начальные основы художественной грамоты,
-понятия и термины в области декоративно-прикладного искусства,
-основные виды и техники декоративно-прикладной деятельности,
-признаки декоративной композиции.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
-работать с различными материалами,
-использовать разные техники прикладного творчества,
-изготавливать игрушки из разного материала,
-заполнять объемную форму узором,
-конструировать и моделировать объемную форму,
- анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.
Аннотация к учебной программе «Лепка»
Разработчик программы: Аллаярова И.Е.– преподаватель художественного отделения
МУДО «Межозерная ДШИ».
Программа учебного предмета ПО.01.УП.03. «Лепка» разработана на основе и с учетом
федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным
программам в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Лепка» дает возможность расширить и дополнить образование детей
в области изобразительного искусства, является одним из предметов обязательной части
предметной области «Художественное творчество».
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в
области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание
оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей
об окружающем мире.
Предметы
обязательной
части
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», а
именно: «Основы изобразительной грамоты», «Прикладное творчество», «Лепка» взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.
Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки
пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами работы в разных

пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная масса, что активизирует
индивидуальную творческую деятельность учащихся.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня
развития детей.
Учебный предмет «Лепка» реализуется при 8-летнем сроке обучения в 1-3 классах.
Задачи учебного предмета:
знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи,
специальные валики, фактурные поверхности, глина, пластилин, соленое тесто).
знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.
Формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов»,
«плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».
Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
Формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности
предметов. Формирование умения работать с натуры и по памяти.
Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
Формирование конструктивного и пластического способов лепки.
Содержание учебного предмета «Лепка» построено с учетом возрастных особенностей
детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления.
Содержание программы включает следующие разделы:
материалы и инструменты;
пластилиновая живопись;
пластилиновая аппликация;
пластические фактуры;
полуобъемные изображения;
объемные изображения.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса
Аннотация к учебной программе «Рисунок»
Разработчик программы: Коробейникова З.Ф.– преподаватель художественного отделения
МУДО «Межозерная ДШИ».
Программа учебного предмета «Рисунок» является частью дополнительной
предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Цель программы: воспитание любви к искусству и потребности к творческой деятельности,
приобретение художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и владений по
учебному предмету.
Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие
профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного и
изобразительного искусства.
Форма проведения занятий по предмету «Рисунок» групповая.
Результатами освоения программы являются:

− знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
− знание законов перспективы;
− умение использовать приёмы линейной и воздушной перспективы;
− умение моделировать форму предметов тонов;
− умение последовательно вести длительную постановку;
− умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
− умение принимать выразительное решение постановок с передачей эмоционального
состояния;
− навыки владения линией, штрихом, пятном;
− навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
− навыки передачи фактуры и материала предмета;
− навыки передачи пространства средствами штриха и светотени;
При 8-летнем и 9-летнем сроках обучения изучение предмета начинается с четвертого
класса и заканчивается в восьмом (девятом) классе с аудиторной учебной нагрузкой 3 часа в
неделю ( 5 и 6 классы) 2 часа в неделю ( 6-8 классы)
Аннотация к учебной программе «Живопись»
Разработчик программы: Аллаярова И.Е.– преподаватель художественного отделения
МУДО «Межозерная ДШИ».
Программа учебного предмета «Живопись» является частью дополнительной
предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Образовательная программа учебного предмета «Живопись» разработана на основании
федеральных государственных требований, установленных к минимуму содержания, структуре
и условиям, а также срокам реализации этих программ.
Цель программы: воспитание любви к искусству и потребности к творческой деятельности,
приобретение художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и владений по
учебному предмету. Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области
декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Форма проведения занятий по предмету «Рисунок» групповая.
Результатами освоения программы являются:
− знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
− знание разнообразных техник живописи;
− знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания
цветового строя;
− умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной
среды;
− умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
− навыки использования основных техник и материалов; навыки последовательного ведения
живописной работы;
Срок освоения программы составляет 5(6) лет. При 8-летнем и 9-летнем сроках обучения
изучение предмета начинается с четвертого класса и заканчивается в восьмом (девятом) классе
с аудиторной учебной нагрузкой 2 часа в неделю ( 5 - 7 классы) 3 часа в неделю ( 7-8 классы)

Аннотация к учебной программе «Композиция станковая»
Разработчик программы: Еремеева С.А.– преподаватель художественного отделения
МУДО «Межозерная ДШИ».
Учебный предмет «Композиция станковая» входит в учебный план как предмет
обязательной части. Срок освоения программы– 5лет:с 4-го по 8-й класс при 8-летнем курсе
обучения и с 1-го по 5-й класс при 5-летнем курсе обучения. Срок освоения Программы для
детей, не окончивших освоение образовательной программы основного общего образования
или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства, может быть увеличен на один год.
Программа учебного предмета «Композиция станковая» тесно связана с учебными предметами
«Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские
задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к
осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой
ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и
цветом. При этом основная задача учащегося в учебных творческих работах по композиции
станковой – уметь сочинять, выдумывать сюжет, компоновать задуманное на листе.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповое занятие. Количество
учащихся в группе – от 4-х до 10 человек.
В результате освоения программы учебного предмета «Композиция станковая»
обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной
формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его
применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции - ритме, линии,
силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте - в композиционных работах;
- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи.
Выпускник должен продемонстрировать следующие навыки работы по композиции:
- сознательно размещать предметы в объёмно-пространственной композиции; передавать
материальность, объём предметов;
- показывать взаимное цветовое влияние предметов; передавать воздушную перспективу;
- уметь обобщать и перерабатывать природные формы;
- определять художественные материалы и уметь их использовать;
- уметь аккуратно выполнять поставленные художественные задачи.
Аннотация к учебной программе «Композиция прикладная».
Разработчик программы: Дудкина Л.Н.– преподаватель художественного отделения
МУДО «Межозерная ДШИ».
Программа учебного предмета ПО.01.УП.06 «Композиция прикладная» разработана на
основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной программе в области искусства «Живопись».
Программа «Композиция прикладная» направлена на развитие творческих
способностей, формирование навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического
вкуса учащихся.

Программа учебного предмета «Композиция прикладная» определяет общую
направленность преподавания. Предмет «Композиция прикладная» тесно связан с предметами
«Рисунок», «Живопись», «История народной культуры и изобразительного искусства».
Навыки, приобретенные на уроках рисунка и живописи, помогают учащимся наиболее
успешно выполнять задания по прикладной композиции.
Знание основных художественных школ русского и западно- европейского искусства, основных
видов народного художественного творчества, его особенностей и истоков позволяет создавать
наиболее выразительные орнаментальные темы и декоративные композиции. Особенностью
предмета «Композиция прикладная» является его практикоориентированная направленность.
Знания, умения и навыки, приобретенные учащимися на уроках прикладной композиции,
позволяют наиболее успешно создавать художественные проекты для работы в материале,
например, работы, созданные на уроках композиции, могут быть переведены в технические
рисунки и выполнены в материале.
Курс «Композиция прикладная» входит в вариативную часть и включает в себя четыре
раздела: основы общей композиции; цветоведение; орнамент; стилизация и трансформация
формы.
Целью учебного предмета «Композиция прикладная» является художественно-эстетическое
развитие личности и приобретение ею в процессе освоения предмета художественноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных
детей и их подготовка к поступлению в образовательные организации, реализующие основные
профессиональные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета «Композиция прикладная»:
-формирование способности понимать принципы создания предметов декоративноприкладного искусства;
-развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;
знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами декоративной
композиции;
-применение полученных знаний о выразительных средствах композиции (ритм, линия, силуэт,
цвет, тональная пластика, контраст) в композиционных работах;
-формирование
умения
находить
художественные
средства,
соответствующие
композиционному замыслу, а также - живописно-пластические решения для каждой творческой
работы;
- формирование умения создавать грамотную художественную композицию;
- формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению обучения в
образовательных организациях среднего профессионального образования, реализующих
основные профессиональные программы в области изобразительного искусства.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Аннотация к учебной программе «Беседы об искусстве»
Разработчик программы: Булаева И.Е.– преподаватель художественного отделения
МУДО «Межозерная ДШИ».
Программа учебного предмета ПО.02.УП.01 «Беседы об искусстве» разработана на основе
и
с
учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительным
предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства «Живопись».

Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает
развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных
возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей
действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о
гармонии.
Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе
развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность
понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также
соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На
решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.
Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных
возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся
данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно.
Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций,
прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической
работой.
При реализации программ «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество» с
нормативным сроком обучения 8 лет учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 3
года, с нормативным сроком обучения 5 лет учебный предмет «Беседы об искусстве»
осваивается 1 год.
Цель учебного предмета - художественно-эстетическое развитие личности на основе
формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного
вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.
Задачи учебного предмета:
- развитие навыков восприятия искусства.
- развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства
выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным
жизненным опытом.
- формирование навыков восприятия художественного образа.
- знакомство с особенностями языка различных видов искусства.
- обучение специальной терминологии искусства.
- формирование первичных навыков анализа произведений искусства.
Программа «Беседы об искусстве» (3 года) включает в себя следующие разделы:
1 класс: общая характеристика видов искусства: изобразительное искусство, литература,
музыка, хореография, театр, кино и телевидение;
2 класс: изобразительное искусство, знакомство с народным искусством, праздниками
(народные и светские), искусство и современный человек, музеи, библиотеки;
3 класс: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, искусство как вид
культурной деятельности, многогранный результат творческой деятельности поколений.
Сохранение и приумножение культурного наследия.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности
поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности
(«интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать
необходимые навыки. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к
изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя. Предмет «Беседы об искусстве»
занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является

базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного
искусства.
Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько основных видов
деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение музеев, выставочных залов,
выставок, театров, библиотек и выполнение практических работ (интерпретация,
изобразительная деятельность), направленных на более прочное усвоение материала.
Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть
заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в
произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить
содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
Аннотация к учебной программе «История изобразительного искусства»
Разработчик программы: Булаева И.Е.– преподаватель художественного отделения
МУДО «Межозерная ДШИ».
Программа учебного предмета ПО.02.УП.02 «История изобразительного искусства»
разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «История изобразительного искусства» направлен на овладение
духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у учащихся
личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности
разных народов; формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребности
общения с духовными ценностями.
Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства» тесно связано с
содержанием учебных предметов «Композиция прикладная», «Рисунок» и «Живопись».
В результате изучения предмета учащиеся должны осмыслить, что произведение искусства
- целый мир со своим пространством, временем, своим «пульсом» (энергией) – ритмом,
которые обеспечивают живое единство, единство смысла. Изображать – значит устанавливать
отношения, связывать и обобщать.
Учебный предмет «История изобразительного искусства» направлен на осмысление
отношения композиции художественного произведения и зрителя как акта общения, а
восприятия его - как деятельности зрителя, а также на формирование умения использовать
полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности.
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет предмет «История
народной культуры и изобразительного искусства» реализуется 5 лет, со сроком обучения 5 лет
предмет «История народной культуры и изобразительного искусства» реализуется 4 года.
Цели и задачи учебного предмета
Целями учебного предмета «История изобразительного искусства» является осмыслить
явления народной культуры и истории изобразительного искусства с точки зрения их
нравственных и эстетических ценностей; подготовить понимание и освоение разных типов
культуры; развить аналитические способности учащихся.
Задачами учебного предмета «История изобразительного искусства» являются:
- сформировать знание основных этапов развития изобразительного искусства;
- сформировать знания основных видов народного художественного творчества, его
особенностей, народных истоков декоративно-прикладного искусства;
- сформировать знание основных понятий изобразительного искусства;

- сформировать знание основных художественных школ в западно- европейском и русском
изобразительном искусстве;
- сформировать знание основных народных художественных промыслов;
- сформировать умение определять в произведении изобразительного искусства основные
черты художественного стиля, выявить средства выразительности;
- сформировать умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
художников;
- сформировать навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению
выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств; сформировать навыки анализа произведения изобразительного искусства.
Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства» построено с
учетом возрастных особенностей детей.
Содержание учебного предмета включает следующие разделы и темы:
Теоретические и исторические аспекты изучения народной художественной культуры;
Основные понятия изобразительного искусства;
История изобразительного искусства Древнего мира;
История изобразительного искусства зарубежных стран Средних веков;
История изобразительного искусства Древней Руси;
История изобразительного искусства зарубежных стран эпохи Возрождения;
История искусства стран Западной Европы XVII - XVIII вв.;
История русского изобразительного искусства XVIII века;
История искусства стран Западной Европы конца XVIII – первой половины XIX вв.;
История искусства стран Западной Европы второй половины XIX века;
История русского изобразительного искусства конца XVIII –первой половины XIX века;
История русского искусства второй половины XIX века;
История русского изобразительного искусства конца XIX - начала XX вв.
История искусства зарубежных стран конца XIX – первой половины XX вв.;
История искусства зарубежных стран второй половины ХХ века – начала XXI вв.;
История русского изобразительного искусства первой половины ХХ века;
История русского изобразительного искусства второй половины ХХ века – начала XXI вв.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются требования ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Аннотация к учебной программе «Пленэр»
Разработчик программы: Тагирова Р.Ф.– преподаватель художественного отделения
МУДО «Межозерная ДШИ».
Учебный предмет «Пленэр» входит в учебный план как предмет обязательной части.
Место учебного предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной программы в
области искусства «Живопись»: Предметная область. 03. Пленэрные занятия.
Срок освоения рабочей программы: 5 лет (с 4 по 8 класс).
Срок освоения рабочей программы для детей, не окончивших освоение образовательной
программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и
планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может
быть увеличен на один год.

Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного
года, в том числе -1 неделю в июне месяце (кроме 8 класса).
Объём учебного времени, отводимого на занятия пленэром : по 28 часов в год.
Учебный предмет «Пленэр» выполняет значимую роль в образовательном процессе и
является одним из предметов учебного плана.
Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) – неотъемлемая часть учебного процесса, в
котором применяются навыки, формируемые в рамках различных учебных предметов: рисунка,
живописи, композиции.
Пленэр является школой для дальнейшего развития данных навыков. Во время занятий
на природе обучающиеся собирают материал для работы над композицией, изучают
особенности работы над пейзажем: законы линейной и воздушной перспективы, плановости,
совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами,
продолжают знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов.
Рабочая программа «Пленэр» тесно связана с рабочими программами по композиции,
рисунку, живописи. В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача
движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и
асимметрия, выделение сюжетнокомпозиционного центра, контраст, открытость и замкнутость,
целостность), а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных
зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотивов
применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба,
параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды. При выполнении живописных этюдов используются
знания основ цветоведения, навыки работы с гуашью и акварелью, умение грамотно находить
тоновые и цветовые отношения.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповые занятия.
Количество обучающихся в группе – от 4-х до 11-ти человек.
Результатом освоения рабочей программы является приобретение обучающимися
следующих знаний и умений:
− знать закономерности построения художественной формы;
− знать законы линейной и воздушной перспективы;
− владеть умениями передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, равновесия,
плановости;
− умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
− умение применять сформированные навыки по учебным предметам рисунок, живопись,
композиция;
− умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными
этюдами;
− навыки передачи световоздушной перспективы;
− навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
− навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
Аннотация к учебной программе «Цветоведение»
Разработчик программы: Аллаярова И.Е.– преподаватель художественного отделения
МУДО «Межозерная ДШИ».
Учебный предмет «Цветоведение» входит в учебный план как предмет вариативной части.
Срок освоения программы: 3года-с 1-го по 3-й класс при 8-летнем обучении и один год - 1-й
класс при 5-летнем обучении. Изучение предмета «Цветоведение» рекомендуется для

расширения изобразительных возможностей учащихся, получения более углубленных знаний и
умений в различных видах графики, а также закрепления знаний, полученных на учебных
предметах обязательной части. Цветоведение сочетает в себе навыки, полученные на уроках
рисунка, живописи и композиции и способствует формированию у наиболее одарённых
выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных
учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповые занятия. Количество
учащихся в группе – от 4-х до 10-ти человек. Результатом освоения Программы
«Цветоведение» является приобретение обучающимися следующих знаний и умений:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения
художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и
способов его применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах - ритме, линии,
силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте в композиционных работах;
- умение использовать средства, их изобразительно-выразительные возможности;
- умение находить пластические решения для каждой творческой задачи;
Ученик должен продемонстрировать следующие навыки работы по цветоведению:
- сознательно размещать предметы в объёмно-пространственной композиции;
- передавать материальность, объём предметов;
- показывать силуэт предметов;
- передавать воздушную перспективу;
- уметь обобщать и перерабатывать природные формы;
- определять художественные материалы и уметь их использовать;
- уметь аккуратно выполнять поставленные художественные задачи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».