Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Межозерная детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ Х О Р Е О Г Р А Ф И Ч Е С К О Г О
ИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Нормативный срок освоения программы - 5(7) лет
п. Межозерный, 2021г.
Содержание
1.
Пояснительная записка.
2.
Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
общеразвивающей программы (ДОП) в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество».
3.
Учебный план.
4.
График образовательного процесса.
5.
Аннотации программ учебных предметов
6.
Система
и
критерии
оценок
результатов
освоения
дополнительной общеразвивающей программы в области
обучающимися
хореографического
искусства «Хореографическое творчество».
7.Программа
творческой,
методической
и
деятельности.
Приложение 1. Учебный план.
Приложение 2. График образовательного процесса.
культурно-просветительской
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа в области хореографического
искусства «Хореографическое творчество» составлена на основе «Рекомендаций по
организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ во исполнение части 21
статьи 83 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», с учетом
педагогического опыта в области исполнительства в детских школах искусств.
Целью реализации дополнительной общеразвивающей программы
в
области
хореографического искусства является обеспечение целостного художественноэстетического развития личности и приобретение ею в процессе освоения ОП
хореографических, музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и
навыков. Воспитание интереса и любви обучающихся к хореографической деятельности,
развитие общего кругозора, который способствует всестороннему и многоплановому
развитию личности. Выявление и развитие творческих задатков детей, привитие им
комплекса важнейших практических исполнительских навыков.
Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся и направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
-воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- сформирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
- сформирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
а
также
профессиональной
требовательности;
- сформировать у одаренных детей комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих в
дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в
области хореографического искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению, в
соответствии с программными требованиями, учебнойинформации;
-приобретение навыков творческой деятельности, в том числе коллективного
исполнительства, осуществление самостоятельного контроля за своей
учебной деятельностью, формирование навыков взаимодействия с преподавателями,
концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного
отношения к иному мнению и художественно- эстетическим взглядам, пониманию
причин успеха-неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее
эффективных способов достижения результата.
Цели программы:
- обеспечение развития творческих способностей учащегося на основе приобретенных им
знаний, умений и навыков в области хореографического искусства;
- выявление одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в
образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего
профессионального образования.
Задачи:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся
эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в
дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области
хореографического искусства;
- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать
свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе
коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей
учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию
навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,
уважительного отношения к иному мнению и художественно- эстетическим взглядам,
пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению
наиболее эффективных способов достижения результата.
Сроки реализации программы составляют 7 лет, 5 лет. Прием в МУДО «Межозерная
ДШИ» для обучения по дополнительным общеразвивающим программам в области
хореографического искусства осуществляется в соответствии:
- Уставом МУДО «Межозерная ДШИ»;
- Положением о приёме в МУДО «Межозерная ДШИ»;
- Рекомендациями об организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11. 2013 № 191-01-39/06-ГИ, во
исполнение части 21 статьи 83 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации.
Прием в МУДО «Межозерная ДШИ» на обучение по ДОП осуществляется в соответствии с
локальными актами ДШИ. Приёмные испытания на ДОП «Хореографическое творчество»
включают проверку специальных хореографических данных.
Для организации проведения приема детей приказом директора Школы формируется
приемная комиссия из числа преподавателей МУДО «Межозерная ДШИ». Зачисление
учащихся производится приказом директора.
Продолжительность учебного года
При реализации ДОП «Хореографическое творчество» продолжительность учебного
года (в течение всего календарного года, включая каникулярное время) составляет 35
недель. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель,
в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы
устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние,
зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных
образовательных программ начального общего и основного общего образования.
ДОП «Хореографическое творчество» включает в себя программы по учебным
предметам,согласно утвержденного учебного плана по 5/7-летнему сроку обучения:
Предметная область « Учебные предметы исполнительской подготовки»
- Классический танец
- Эстрадный танец
- Современный танец
- Народный танец
- Бальный танец
- Танец
Предметная область « Историко-теоретической подготовки»
- Беседы об искусстве
- Слушание музыки
- Музыкальная литература
Предметная область « Предмет по выбору»
- ПКН
- Гимнастика
- Общее фортепиано
- Ансамбль
Организация учебного процесса
Организация учебного процесса у учащихся по ДОП в области хореографического
искусства «Хореографическое творчество» осуществляется следующим образом: учебные
предметы учебного плана осуществляется в форме индивидуальных занятий (Общее
фортепиано), мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым
учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
Внеаудиторная (самостоятельная) работа учащихся сопровождается методическим
обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому
учебному предмету. Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение
домашнего задания учащимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний,
театров, концертных залов, музеев и др.), участие учащихся в творческих мероприятиях и
просветительской деятельности МУДО «Межозерная ДШИ».
Выполнение учащимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями,
клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с
программными требованиями по каждому учебному предмету.
Требования к условиям реализации программы «Хореографическое творчество»
представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям реализации программы «Хореографическое
творчество» с целью достижения планируемых результатов освоения данной ДОП.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости,
привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего
общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного
становления личности, в ДШИ создана комфортная развивающая образовательная среда,
обеспечивающая возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области хореографического искусства;
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих
мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих
вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с
другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, и другими
учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования,
реализующими основные профессиональные образовательные программы в области
хореографического искусства;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных
на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также
современного развития музыкального искусства и образования;
- эффективной
самостоятельной
работы
обучающихся
при
поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
- построения содержания программы «Хореографическое творчество» с учетом
индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта
РоссийскойФедерации;
- эффективного управления ДШИ.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Реализация
дополнительной
общеразвивающей
программы
в
области
хореографического искусства ««Хореографическое творчество»» обеспечивается учебнометодической документацией по всем учебным предметам. Реализация программы
«Хореографическое творчество» обеспечивается доступом каждого обучающегося к
библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по
полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы
обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет. Библиотечный фонд ДШИ
укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и
дополнительной учебной и учебно - методической литературой по всем учебным
предметам, соответствующими требованиям программы «Хореографическое творчество».
Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Беседы об
искусстве» обеспечивается каждый обучающийся. Библиотечный фонд помимо учебной
литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические
издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Кадровое обеспечение программы
Реализация
программы
«Хореографическое
творчество»
обеспечивается
педагогическими
работниками,
имеющими
профессиональное
образование,
соответствующее
профилю преподаваемого учебного предмета. Учебный год для
педагогических работников составляет 44 недели, из которых 35 недель - реализация
аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение промежуточной и итоговой аттестации, в
остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую,
творческую, культурно- просветительскую работу, а также освоение дополнительных
профессиональных ОП.
Непрерывность
профессионального
развития
педагогических
работников
обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х
часов, не реже чем один раз в три года в центрах повышения квалификации, имеющих
лицензию на осуществление образовательной
деятельности. Педагогические работники
ДШИ осуществляют творческую и методическую работу.
В ДШИ создаются условия для взаимодействия с другими образовательными
учреждениями, реализующими ОП в области хореографического искусства, с целью
обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения
постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации
программы «Хореографическое творчество», использования передовых педагогических
технологий.
Финансовые условия реализации программы
При реализации программы «Хореографическое творчество» необходимо планировать
работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической
целесообразности:
- по учебным предметам «Классический танец» и «Народный танец» - от 60 до100
процентов аудиторного учебного времени.
Материально-технические условия
реализации
программы
«Хореографическое
творчество» обеспечивают возможность достижения обучающимися хороших результатов.
В МУДО «Межозерная ДШИ» проводятся систематические мероприятия по приведению
материально-технической базы ДШИ в соответствии санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. В ДШИ должны соблюдаются своевременные сроки
текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Хореографическое творчество» минимально необходимый
перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально технического обеспечения включает в себя:
- хореографический зал;
- библиотеку;
- костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных
занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов
«Классический танец» и «Народный танец», должны быть оснащены роялями или пианино.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Беседы об
искусстве», звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами,
стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями, звукоизоляцией.
В школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта
музыкальных инструментов.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
общеразвивающей программы в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество» 5, 7 лет обучения
Содержание ДОП «Хореографическое творчество» должно обеспечивать целостное
художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения
образовательных программ музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений
и навыков.
Результатом освоения ДОП
«Хореографическое творчество»
является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных
областях:
в области хореографического исполнительства:
- знания профессиональной терминологии;
- умения исполнять различные виды танца: классический, народно- сценический,
современный;
- умения определять средства музыкальной выразительности в контексте
хореографического образа;
- умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений,
способствующих развитию профессионально необходимыхфизических качеств;
- умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;
- умения осваивать и преодолевать технические трудности при выполнении экзерсиса у
станка и на середине зала и разучивании хореографического произведения;
- навыков музыкально-пластического интонирования;
- навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;
- навыков публичных выступлений;
в области теории и истории искусств:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных
композиторов;
- знания и слуховых представлений программного минимума произведений
симфонического, балетного и других жанров музыкальногоискусства;
- знания основных элементов музыкального языка;
- первичных знаний в области строения классических музыкальных
форм;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей
и жанров, созданных в разные исторические периоды;
- знания основных этапов развития хореографического искусства;
- знания основных этапов становления и развития искусства балета;
- знания основных отличительных особенностей хореографического искусства различных
исторических эпох, стилей и направлений.
Результаты освоения ДОП «Хореографическое творчество» по учебным предметам
должны отражать:
«Учебные предметы исполнительской подготовки» ПО.01.
Классический танец
Эстрадный танец
Современный танец
Народный танец
Бальный танец
Танец
- наличие у обучающегося интереса к хореографическому искусству, самостоятельному
танцевальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий
накапливать репертуар из танцевальных произведений различных эпох, стилей,
направлений, жанров и форм;
- знание в соответствии с программными требованиями танцевального репертуара,
включающего произведения разных стилей и жанров;
- знание художественно-исполнительских возможностей; знание профессиональной
терминологии;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения;
навыки по использованию исполнительских средств выразительности, выполнению
анализа исполняемых произведений, владению
различными видами техники
танцевального исполнительства.
Беседы об искусстве ПО.02.УП.01
Слушание музыки ПО.02.УП.02
Музыкальная литература ПО.02.УП.03
- творческое воображение, фантазию, зрительно-образную память,
-эстетическое отношение к действительности,
- художественное чутье,
-потребность самостоятельно решать художественно-творческие задачи, пространственные
представления,
- художественно-творческие способности и склонности,
- мотивацию и способность к самостоятельной деятельности, потребность в постоянном
самообразовании.
ПКН ПО.03.УП.01
- умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
- танцевальность, чувство позы, умение правильно распределять сценическую площадку;
- музыкальность, координацию движений;
- чувство ансамбля, двигательно-танцевальных способностей, артистизм;
- умения осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством
преподавателя;
- опыт творческой деятельности и публичных выступлений;
- развитие
эмоциональности,
памяти,
мышления, воображения и творческой
активности в ансамбле;
- умение преодолевать технические трудности при исполнении сложных комбинаций;
- комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать
профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.
Гимнастика ПО.03.УП.02
- природные способности учащихся, тягу к сознательному изучению движений и освоению
знаний;
- необходимые двигательные навыки: гибкость, точность, легкость, устойчивость,
танцевально-ритмическая координация и выразительность;
- психологические качества личности: организованность, дисциплинированность,
аккуратность, выносливость;
- интерес у учащихся к здоровому образу жизни, знания о роли физической культуры и
спорта;
- правила безопасности при выполнении физических упражнений.
- Общее фортепиано
- Ансамбль
Ансамбль ПО.01.УП.02:
- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевом пении
единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для вокального
дуэта и других произведений, а также камерно-вокального репертуара) различных
отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности
к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;
- знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том
числе сочинений венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной
и зарубежной музыки XX века; навыки по решению музыкально-исполнительских задач
ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и
особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Общее фортепиано ПО.03.УП.01:
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у
обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности,
стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и
зарубежной музыки, в том числе:
- знание
основного
фортепианного
репертуара
(вокального
и
инструментального), основных принципов игры на инструменте;
- умение транспонировать несложные музыкальные произведения;
- умение создавать
необходимые
условия
для раскрытия исполнительских
возможностей, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом
характера каждого произведения;
- навыки по разучиванию репертуара;
- наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в
качестве концертмейстера.
III. Учебный план
Учебный план (Приложение 1) является частью ДОП «Хореографическое творчество»,
он отражает структуру программы, определяет содержание и организацию
образовательного процесса на отделении. Учебный план разработан с учетом Рекомендаций
об организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств во исполнение части 21 статьи 83
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации, графика образовательного
процесса по реализуемой образовательной программе и сроков обучения в ДШИ. Он
отражает структуру образовательной программы, в части наименовании предметных
областей и разделов, форм проведения учебных занятий, промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся с обозначением ее форм и их наименований. Учебный план
определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения
и учебным полугодиям, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную,
самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся).
Учебный план ДОП «Хореографическое творчество» предусматривает следующие
предметные области:
исполнительская подготовка;
историко-теоретическая подготовка;
предмет по выбору;
и разделы:
промежуточная аттестация и итоговая аттестация.
При изучении учебных предметов предусматривается объем времени на
самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу
обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся
педагогических традиций и методической целесообразности.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам в
среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного
общего образования. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не
превышает 10 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на
контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и
культурно-просветительских мероприятиях ДШИ).
IV.График образовательного процесса
График образовательного процесса (Приложение 2) определяет его организацию и
отражает:
- срок реализации ДОП «Хореографическое творчество»;
- бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на
аудиторные занятия, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся, каникулы;
- сводные данные по бюджету времени.
График образовательного процесса разрабатывается и утверждается образовательным
учреждением в соответствии со сроками обучения. Учебный год начинается 1 сентября и
заканчивается в сроки, установленные графиком образовательного процесса ДШИ.
Аннотации к программам учебных предметов дополнительной
общеразвивающей программы в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество»
Программы учебных предметов являются неотъемлемой частью дополнительной
общеразвивающей программы в области хореографического искусства «Хореографическое
творчество». Все программы учебных предметов разработаны педагогическими
работниками ДШИ по каждому учебному предмету самостоятельно с учетом примерных
программ по учебным предметам, в соответствии с учебным планом ДОП
«Хореографическое творчество» (срок обучения – 5, 7 лет), прошли обсуждение на
заседании Педагогического совета ДШИ, имеют рецензии.
Программы учебных предметов содержат следующие разделы:
- пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного времени,
предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного
предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную
(самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия), формы проведения
учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи
учебного предмета, методы обучения, описание материально-технических условий
реализации учебного предмета;
- учебно-тематический план;
- содержание учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, систему оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- список литературы и средств обучения.
V.
Аннотация к программе учебного предмета «Танец»
Программа учебного предмета «Танец» разработана на основе «Рекомендаций по
организации
образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического
совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития,
раскрытия его внутреннего мира и творческой одарённости.
Программа направлена на:
- выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском
возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
-приобретение учащимися знаний, умений и навыков в области хореографического
исполнительства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Цель программы:
Создание условий для целостного художественно-эстетического развития личности и
приобретения ею в процессе освоения учебной программы «Танец» танцевальноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Задачи учебного предмета:
-формировать знания основных элементов классического, народного танцев;
-формировать знание об особенностях массовой композиции, сценической площадки,
рисунка танца, слаженности и культуры исполнения танца;
-формировать умения исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
-формировать умения ориентироваться на сценической площадке;
-формировать умения самостоятельно создавать музыкально - двигательный образ;
-овладевать различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие
физических данных;
-формировать навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
-овладевать первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
-формировать навыки комбинирования движений;
-воспитывать навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.
-формировать и корректировать характер ребёнка в коллективе;
-формировать устойчивое чувство ритма, темпа, характера танца.
Форма проведения аудиторного учебного занятия - мелкогрупповой урок.
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Общеразвивающая программа
по предмету «Танец» реализуется: в 1 классе (7лет обучения); в 1 классе (5 лет
обучения).
Разработчик: Качурина Е.Ф..– преподаватель МУДО «Межозерная ДШИ».
Аннотация к программе учебного предмета «Гимнастика»
Программа учебного предмета «Гимнастика» разработана на основе «Рекомендаций по
организации
образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ.
Основные задачи учебного предмета «Гимнастика»:
-сформировать знания об анатомическом строении тела;
-обучить приемам правильного дыхания для укрепления мышц сердечно - сосудистой и
дыхательной системы;
-развивать природные способности учащихся, прививать тягу к сознательному изучению
движений и освоению знаний;
-развивать двигательный аппарат ребенка и оснащать его необходимыми двигательными
навыками: гибкостью, точностью, легкостью, устойчивостью, танцевально-ритмической
координацией и выразительностью;
-способствовать воспитанию психологических качеств личности: организованности,
дисциплинированности, аккуратности, выносливости;
-учить выполнять комплекс упражнений на развитие мышечно-связочного аппарата,
гибкости корпуса, укрепление мышечного корсета и формирование правильной осанки;
-развивать интерес у учащихся к здоровому образу жизни, формировать знания о роли
физической культуры и спорта;
-знакомить с правилами безопасности при выполнении физических упражнений.
Цель программы:
создать условия для обучения и овладения учащимися специальными знаниями,
умениями и навыками двигательной активности, способствующими формированию
правильной осанки, укреплению мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата,
укреплению дыхательной мускулатуры и диафрагмы, развитию гибкости, выносливости.
Программа предполагает индивидуальный подход к обучающимся.
Форма проведения аудиторного учебного занятия – мелкогрупповой урок. Занятия
проводятся в соответствии с учебным планом. Общеразвивающая программа по
предмету «Гимнастика» реализуется: в 1, 2 классах (7лет обучения); в 1,2 классах (5 лет
обучения).
Разработчик: Качурина Е.Ф.. – преподаватель хореографического отделения МУДО
«Межозерная ДШИ».
Аннотация к программе учебного предмета «Классический танец»
Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ.
Основные задачи учебного предмета «Классический танец»:
-освоить правильную постановку корпуса, ног, руг, головы;
-развивать умение самостоятельно преодолевать технические трудности при тренаже
классического танца и разучивании хореографического текста;
-формировать знания по терминологии классического танца, правил исполнения и
метроритмических раскладок при исполнении программных движений классического
танца;
-формировать знания о средствах создания образа в хореографии и принципах
взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
-формировать знания об особенностях рисунка классического танца и взаимодействия с
партнерами на сцене;
-развивать координацию и культуру движений рук и ног;
-развивать природные способности учащихся, технику прыжка и вращения, элевацию и
апломб;
-способствовать формированию и развитию хореографической памяти;
-способствовать
воспитанию
музыкальности,
пластичности, выразительности
исполнений программных движений;
-формировать навыки исполнения на сцене произведений учебного хореографического
репертуара и работы в ансамбле, а также умения распределять сценическую площадку и
сохранять рисунок танца;
-формировать интерес учащихся к хореографическому искусству;
-формировать личность учащегося через выявление и развитие его творческого
потенциала.
Цель программы:
создание условий для целостного художественно-эстетического развития личности и
приобретение ею в процессе освоения образовательной программы танцевальноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области классического
танца.
Форма проведения аудиторного учебного занятия - мелкогрупповой урок. Занятия
проводятся в соответствии с учебным планом. Общеразвивающая программа по
предмету «Классический танец» реализуется: 2-7 классы (7лет обучения); 2-5 классы (5
лет обучения).
Разработчик: Качурина Е.Ф.. – преподаватель хореографического отделения МУДО
«Межозерная ДШИ».
Аннотация к программе учебного предмета «Народный танец»
Программа учебного предмета «Народный танец» разработана на основе «Рекомендаций
по организации
образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ.
Основные задачи учебного предмета «Народный танец»:
-сформировать знание рисунка народного танца, особенностей взаимодействия с
партнерами на сцене;
- сформировать знание балетной терминологии;
-сформировать знания об элементах и основных комбинациях народного танца;
-сформировать знания об особенностях постановки корпуса, ног, рук, головы,
танцевальных комбинаций;
-сформировать знания о средствах создания образа в хореографии;
-сформировать знания о принципах взаимодействия музыкальных и хореографических
выразительных средств;
-развивать умение исполнять на сцене различные виды народного танца, произведения
учебного хореографического репертуара;
-развивать умение исполнять народные танцы на разных сценических площадках;
-развивать умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов
народных танцев;
-развивать умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять
рисунок при исполнении народного танца;
- развивать умение понимать и исполнять указания преподавателя;
- развивать умение запоминать и воспроизводить текст народных танцев;
-развивать навыки музыкально-пластического интонирования.
Цель программы:
создать условия для целостного художественно-эстетического развитияличности и
приобретения в процессе освоения программы танцевально - исполнительских и
теоретических знаний, умений и навыков.
Форма проведения аудиторного учебного занятия - мелкогрупповой урок. Занятия
проводятся в соответствии с учебным планом. Общеразвивающая программа по
предмету «Народный танец» реализуется: 2-7 классы (7лет обучения); 2-5 классы (5 лет
обучения).
Разработчик: Качурина Е.Ф.. – преподаватель хореографического отделения МУДО
«Межозерная ДШИ».
Аннотация к программе учебного предмета «Подготовка концертных номеров»
Программа учебного предмета «Подготовка концертных номеров» разработана на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ.
Основные задачи учебного предмета «Подготовка концертных номеров»:
-формировать умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
-развивать танцевальность, чувство позы, умение правильно распределять сценическую
площадку;
-развивать музыкальность, координацию движений;
-развивать чувство ансамбля, двигательно-танцевальных способностей, артистизм;
-развивать умения осуществлять подготовку концертных номеров, партий под
руководством преподавателя;
-формировать опыт творческой деятельности и публичных выступлений;
-стимулировать
развитие
эмоциональности,
памяти,
мышления, воображения и
творческой активности в ансамбле;
-формировать умение преодолевать технические трудности при исполнении сложных
комбинаций;
-формировать у детей комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем
осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического
искусства.
Цель программы: создание условий для развития танцевально-исполнительских
способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений,
навыков, необходимых им для исполнения танцевальных композиций различных жанров и
форм.
Форма проведения аудиторного учебного занятия – мелкогрупповой урок. Занятия
проводятся в соответствии с учебным планом. Общеразвивающая программа по
предмету «Подготовка концертных номеров» реализуется: 1-7 классы (7лет обучения);
1-5 классы (5 лет обучения).
Разработчик: Качурина Е.Ф.. –
«Межозерная ДШИ».
преподаватель хореографического отделения МУДО
Аннотация к программе учебного предмета «Общее фортепиано»
Программа учебного предмета «Общее фортепиано» разработана на основе «Рекомендаций
по организации
образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ.
Одним из важных направлений образовательной деятельности музыкальных школ и
школ искусств является обучение детей игре на фортепиано.
Цель программы:
- развитие эстетического вкуса и общей культуры учащихся;
- создание условий для развивающего обучения.
Задачи:
- развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального
кругозора;
- оптимизация обучения путем создания условий для обучающихся, независимо от их
природных данных, путем выражения себя в музыке, ощущения радости творчества,
гибкую щадящую форму контроля,
через воспитание интереса к
домашнемумузицированию и публичным выступлениям.
- наработка комплекса важных практических навыков игры на фортепиано.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная. Занятия проводятся
в соответствии с учебным планом. Общеразвивающая программа по предмету
«Фортепиано» реализуется: 2-7 классы (7лет обучения); 2-5 классы (5 лет обучения).
Составитель: Майданкина Т.С. – преподаватель фортепианного отделения МУДО
«Межозерная ДШИ».
Аннотация к программе учебного предмета «Бальный танец»
Программа учебного предмета «Бальный танец» разработана на основе «Рекомендаций по
организации
образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ.
Основные задачи учебного предмета «Бальный танец»:
-сформировать знание рисунка бального танца, особенностей взаимодействия с партнерами
на сцене;
- сформировать знание балетной терминологии;
-сформировать знания об элементах и основных комбинациях танца;
-сформировать знания об особенностях постановки корпуса, ног, рук, головы,
танцевальных комбинаций;
-сформировать знания о средствах создания образа в хореографии;
-сформировать знания о принципах взаимодействия музыкальных и хореографических
выразительных средств;
-развивать умение исполнять на сцене различные виды бального танца, произведения
учебного хореографического репертуара;
-развивать умение исполнять бальные танцы на разных сценических площадках;
-развивать умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов
народных танцев;
-развивать умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять
рисунок при исполнении народного танца;
- развивать умение понимать и исполнять указания преподавателя;
- развивать умение запоминать и воспроизводить текст бальных танцев;
-развивать навыки музыкально-пластического интонирования.
Цель программы:
создать условия для целостного художественно-эстетического развитияличности и
приобретения в процессе освоения программы танцевально - исполнительских и
теоретических знаний, умений и навыков.
Форма проведения аудиторного учебного занятия - мелкогрупповой урок. Занятия
проводятся в соответствии с учебным планом. Общеразвивающая программа по
предмету «Бальный танец» реализуется: 4-7 классы (7лет обучения); 4,5 классы (5 лет
обучения).
Разработчик: Качурина Е.Ф. – преподаватель МУДО «Межозерная ДШИ».
Аннотация к программе учебного предмета "Беседы об искусстве»
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ.
Основными задачами учебного предмета «Беседы об искусстве» являются:
обучающие задачи
Научить детей:
-знанию особенностей языка различных видов искусства;
-первичным навыкам анализа произведения искусства;
-навыкам восприятия художественного образа.
развивающие задачи:
Развить:
-творческое воображение, фантазию, зрительно-образную память,
-эстетическое отношение к действительности,
-художественное чутье,
-потребность самостоятельно решать художественно-творческие задачи,
-сформировать пространственные представления,
-художественно-творческие способности и склонности,
-мотивацию и способность к самостоятельной деятельности,
-потребность в постоянном самообразовании.
воспитательные задачи
Воспитать:
-трудолюбие, стремление к творчеству,
-познавательную активность, художественный вкус, чувство стиля.
Цель обучения:
-сформировать комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах,
направленных на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса,
-пробудить интерес к искусству и деятельности в сфере искусства.
Форма проведения аудиторного учебного занятия – групповой урок. Занятия проводятся в
соответствии с учебным планом. Общеразвивающая программа по предмету «Беседы об
искусстве» реализуется 4 года (7 лет обучения); 4 года (5 лет обучения).
Разработчик: Корякина К.Р..– преподаватель МУДО «Межозерная ДШИ».
Аннотация к программе учебного предмета "Слушание музыки»
Основной задачей предмета «Слушание музыки» является воспитание грамотного,
культурного любителя музыки, формирование у детей любви и интереса к серьезному
музыкальному искусству, понимания основ музыкального творчества. Слушание и
изучение музыкальных произведений является одним из средств эстетического воспитания,
способствующих единству художественного и интеллектуального развития юных
музыкантов. В процессе обучения дети приобщаются к различным видам творческого
труда, совершенствуют свой музыкальный вкус, учатся воспринимать музыку как часть
всей духовной культуры человечества.
Предмет «Слушание музыки» способствуют успешному овладению певческими и
слуховыми навыками, дает знания, лежащие в основе современной научной картины мира.
Данная программа ставит более широкие эстетические задачи по равнению с предметом
музыкальной литературы. Она способствует формированию активного эмоционально –
творческого познания роли музыки в окружающем нас мире. Одной из задач программы
является знакомство ребенка не только с музыкой, но и ее связь с природой, литературой,
устным народным творчеством, видами изобразительного искусства, театром.
Общеразвивающая программа по предмету «Слушание музыки» реализуется 3 года (7 лет
обучения).
Цель:
- развить разносторонние музыкальные навыки;
- научить грамотно излагать впечатления о музыке;
- развить умение анализировать музыкальные произведения;
- научить слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи,
рассказать о прослушанных произведениях, их содержании, композиции и средствах
музыкальной выразительности, свободно используя музыкальную терминологию.
Составители: Хуснутдинова Г.М. – преподаватель отделения теоретических дисциплин
МУДО «Межозерная ДШИ».
Аннотация к программе учебного предмета «Музыкальная литература».
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ.
Учебный предмет «Музыкальная литература» как дисциплина способствует
формированию общей культуры обучающихся, художественного вкуса, пробуждению
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. На уроках музыкальной
литературы происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков
восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях
музыкальной формы, специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.
Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательноразвивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».
Срок освоения Программы в области музыкального искусства (7 лет обучения) - 4
года (с 4-го по 7-й классы); 5 лет обучения – 5 лет. Форма проведения учебных аудиторных
занятий – групповые занятия. Занятия проходят один раз в неделю.
Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и
навыков, отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха,
музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, знания музыкальных
стилей, владения профессиональной музыкальной терминологией, определенного
исторического кругозора.
Результатом обучения также являются:
- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры,
духовно-нравственном развитии человека;
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно
программным требованиям;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений
зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей,
жанров и форм от эпохи барокко до современности;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
композиторов;
- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального
произведения;
- умение исполнять на музыкальном инструменте отдельные темы пройденных
музыкальных произведений в облегченном варианте;
- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его
понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами
искусств.
Составитель: Ахметханова С.И. – преподаватель МУДО «Межозерная ДШИ».
Аннотация к программе учебного предмета «Эстрадный танец»
Программа учебного предмета «Эстрадный танец» разработана на основе «Рекомендаций
по организации
образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ.
Основные задачи учебного предмета «Эстрадный танец»:
-сформировать знание рисунка эстрадного танца, особенностей взаимодействия с
партнерами на сцене;
- сформировать знание эстрадной терминологии;
-сформировать знания об элементах и основных комбинациях танца;
-сформировать знания о средствах создания образа в хореографии;
-сформировать знания о принципах взаимодействия музыкальных и хореографических
выразительных средств;
-развивать умение исполнять эстрадные танцы на разных сценических площадках;
-развивать умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов
эстрадных танцев;
-развивать умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять
рисунок при исполнении танца;
- развивать умение понимать и исполнять указания преподавателя;
- развивать умение запоминать и воспроизводить текст танцев;
-развивать навыки музыкально-пластического интонирования.
Цель программы:
создать условия для целостного художественно-эстетического развития личности и
приобретения в процессе освоения программы танцевально - исполнительских и
теоретических знаний, умений и навыков.
Форма проведения аудиторного учебного занятия - мелкогрупповой урок. Занятия
проводятся в соответствии с учебным планом. Общеразвивающая программа по
предмету «Эстрадный танец» реализуется: 1-2 классы (7лет обучения); 1-2 классы (5 лет
обучения).
Разработчик: Качурина Е.Ф.. – преподаватель хореографического отделения МУДО
«Межозерная ДШИ».
Аннотация к программе учебного предмета «Современный танец»
Программа учебного предмета «Современный танец» разработана на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического
совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития,
раскрытия его внутреннего мира и творческой одарённости.
Программа направлена на:
- выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском
возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
-приобретение учащимися знаний, умений и навыков в области хореографического
исполнительства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Цель программы:
Создание условий для целостного художественно-эстетического развития личности и
приобретения ею в процессе освоения учебной программы «Современный танец»
танцевально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Задачи учебного предмета:
-формировать умения исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
-формировать умения ориентироваться на сценической площадке;
-формировать умения самостоятельно создавать музыкально - двигательный образ;
-овладевать различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие
физических данных;
-формировать навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
-овладевать первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
-формировать навыки комбинирования движений;
-воспитывать навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.
-формировать устойчивое чувство ритма, темпа, характера танца.
Форма проведения аудиторного учебного занятия - мелкогрупповой урок.
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Общеразвивающая программа
по предмету «Современный танец» реализуется 5 лет (7лет обучения); 3 года (5 лет
обучения).
Разработчик: Качурина Е.Ф..– преподаватель МУДО «Межозерная ДШИ».
Аннотация к программе учебного предмета «Ансамбль»
Программа учебного предмета «Бальный танец» разработана на основе «Рекомендаций по
организации
образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ.
Ансамблевое исполнение открывает самые благоприятные возможности для широкого
всестороннего ознакомления с различными стилями, историческими эпохами. Исполнение
в ансамбле – это постоянная смена впечатлений, интенсивный приток богатой и
разнохарактерной информации. Обеспечивая непрерывное поступление свежих и
разнообразных впечатлений, ансамблевое исполнение способствует развитию
эмоциональной отзывчивости, стимулирует художественное воображение, происходит
общий подъем музыкально-интеллектуальных действий.
Цель учебного предмета: овладение комплексом практических умений и навыков в
области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, развитие
танцевальных способностей, творческой активности.
Основные задачи учебного предмета «Ансамбль»:
-сформировать знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
-сформировать знания об элементах и основных комбинациях танца;
-сформировать знания об особенностях постановки корпуса, ног, рук, головы,
танцевальных комбинаций;
-сформировать знания о средствах создания образа в хореографии;
-сформировать знания о принципах взаимодействия музыкальных и хореографических
выразительных средств;
-развивать умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов танцев;
-развивать умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять
рисунок при исполнении танца;
- развивать умение понимать и исполнять указания преподавателя;
-развивать навыки музыкально-пластического интонирования.
Форма занятий – мелкогрупповая (от 2х человек).
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Общеразвивающая программа
по предмету «Ансамбль» реализуется: 6 лет (7лет обучения); 4 года (5 лет обучения).
Разработчик: Корякина К.Р.– преподаватель МУДО «Межозерная ДШИ».
VI.
Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися
дополнительной общеразвивающей программы в области хореографического
искусства «Хореографическое творчество».
Оценка качества реализации программы «Хореографическое творчество» в МУДО
Межозерная ДШИ включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и
итоговуюаттестацию обучающихся.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Текущий контроль направлен на поддержание
учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию
домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий
характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки
выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время
домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки. В качестве
средств текущего контроля успеваемости используются академические концерты,
прослушивания, контрольные работы, технические зачеты, устные опросы, просмотры,
письменные работы, тестирование. Особой формой текущего контроля является
контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без
присутствия комиссии.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень
освоения им учебных задач на данном этапе. Промежуточная аттестация проводится в
форме контрольных уроков, зачетов, академических концертов и экзаменов. Контрольные
уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих
полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. По окончании
полугодий учебного года оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки
обучающимся могут выставляться и по окончании четверти. К экзамену допускаются
обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебным предметам,
реализуемым в соответствующем учебном году. По завершении изучения учебных
предметов по итогам промежуточной аттестации учащимся выставляется оценка, которая
заносится в свидетельство об окончании МУДО «Межозерная ДШИ».
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются
Школой самостоятельно, что отражено в рабочих программах по учебным предметам ДОП
«Хореографическое
творчество».
Школой
разрабатываются
критерии
оценок
промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости учащихся. Для аттестации
учащихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания,
контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные
знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются
Школой самостоятельно. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку
качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности
выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области
музыкального искусства.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по
каждому учебному предмету. Оценки учащимся могут выставляться и по окончании
четверти.
Освоение
дополнительной
общеразвивающей
программы
в
области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» завершается итоговой
аттестацией лиц, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам в
области искусств (далее – итоговая аттестация).
Целью итоговой аттестации является установление соответствия уровня подготовки
выпускника, освоившего образовательную программу, в части приобретения знаний,
умений и навыков в области выбранного вида искусств. Требования к содержанию итоговой
аттестации учащихся определяются Школой самостоятельно, что отражено в рабочих
программах по учебным предметам ДОП «Сольное пение». Итоговая аттестация проводится
в форме выпускных экзаменов по учебным предметам:
1. Классический танец
2. Народный танец
3. Беседы об искусстве
Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех
календарных дней.
Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в
абсолютном значении: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» неудовлетворительно.
ОУ разработаны критерии оценок успеваемости обучающихся по программе
«Хореографическое творчество».
Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют:
- определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной
программой по учебному предмету;
- оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении
практических задач;
- оценить обоснованность изложения ответа.
Критерии оценки для различных форм аттестации:
Оценка «5» (отлично) выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной
задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание исполнено ярко
и выразительно, убедительно и законченно по форме. Проявлено индивидуальное
отношение к материалу для достижения наиболее убедительного воплощения
художественного замысла. Выявлено свободное владение материалом, объём знаний
соответствует программным требованиям.
Оценка «4» (хорошо) выставляется при достаточно полном выполнении поставленной
задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, том случае, когда учеником
демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное
отношение, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности.
Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного
задания. Учащийсяв целом обнаружил понимание материала.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при демонстрировании достаточного
минимума в исполнении поставленной задачи, когда учащийся демонстрирует
ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов
задания. Требования выполнены с большими неточностями и ошибками, слабо
проявляется осмысленное и индивидуальное отношение, учащийся показывает
недостаточное владение техническими приемами. Выявлен неполный объём знаний,
пробелы в усвоении отдельных тем.
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при отсутствии выполнения
минимального объема поставленной задачи. Выставляется за грубые технические
ошибки и плохое владение материалом. Выявлены значительные пробелы в усвоении
темы.
Зачет (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном
этапе обучения, соответствующий программнымтребованиям.
В предметной области исполнительской подготовки:
Оценка «5» («отлично»):
- артистичное поведение на сцене;
- увлечённость исполнением;
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- корректировка игры при необходимой ситуации;
- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
- убедительное понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»):
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмыслениямузыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
- однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- метро-ритмическая неустойчивость.
В предметной области теории и истории музыки:
Беседы об искусстве
Оценка «5» («отлично»):
- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований
программы;
- владение терминологией;
- умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка «4» («хорошо»):
- знание исторического и теоретического материала на уровнетребований программы;
- владение терминологией;
- не достаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средствамузыки.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- неполные знания, исторического и теоретического материала;
-неуверенное владение терминологией;
- слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- незнание, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;
- не владение терминологией;
- неумение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности
Образовательная программа «Хореографическое творчество» включает в себя
Программу
культурно-просветительской
деятельности,
Программу
творческой
деятельности, Программу методической деятельности. Данные виды деятельности
направлены на создание условий для достижения целей и выполнение задач
образовательной программы.
Культурно-просветительская деятельность направлена на творческое, эстетическое
развитие, духовно-нравственное воспитание обучающегося – основы для приобретения им
опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению
музыкального искусства. Вовлечение детей в концертно-выставочную деятельность
стимулирует учебу, усиливает интерес к творческой жизни в школе, а для родителей это
мотивация к определению ребенка к выбору профессии. Культурно-просветительская
деятельность это досуговая деятельность и связана, прежде всего, с созданием условий для
развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности.
Цель программы:
- формирование музыкального кругозора, эмоционально-ценностного отношения к
творчеству, исполнительских умений и навыков культурно- просветительской
деятельности, необходимых для успешного освоения образовательной программы в сфере
музыкального искусства.
VII.
Задачи программы:
- формирование культурно-просветительской среды для обучающихся иродителей,
- разработка и реализация культурно-просветительских программ и арт - проектов для
различных социальных групп,
- популяризация художественных знаний в широких слоях общества,
- организация и проведение культурно-массовых мероприятий в культурном пространстве
школы, района.
Культурно-просветительская программа включает участие в концертах, проектах и
посещение обучающимися учреждений и организаций культуры (филармонии,
выставочных залов, музеев, образовательных учреждений НПО и др.).
Планируемые результаты культурно-просветительской деятельности:
- сформированная культурно-просветительская среда для обучающихся иродителей;
- успешная реализация культурно-просветительских программ и арт-проектов для различных
социальных групп;
- расширение числа участников и зрителей культурно-массовых мероприятий, арт-проектов,
концертов;
- осмысление детьми культуры как ценности, его значимости для саморазвития и
самореализации личности;
- осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в
свободное от учебы время;
- приобретение детьми практических навыков организации и участия в культурно-массовых
мероприятиях, арт-проектах, умений содержательно и разнообразно проводить свободное
время;
- освоение детьми основных форм коммуникаций, основ зрительскойкультуры;
- повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со
сверстниками и взрослыми;
- сохранение и формирование традиций образовательного учреждения, развитие инноваций.
Программа творческой деятельности направлена на творческое, эстетическое развитие,
духовно-нравственное воспитание обучающегося – основы для приобретения им опыта
исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению
музыкального искусства. Вовлечение детей в конкурсно - фестивальную деятельность
стимулирует интерес к учебе, формирует исполнительские компетенции учащегося,
усиливает мотивацию в выборе профессии.
Творческая деятельность связана, прежде всего, с созданием условий для развития общей
культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности.
Цель программы:
- создание условий для поддержки и продвижения одарённых детей, развитие их
интеллектуальных и творческих способностей в области музыкального искусства через
участие в различных формах творческих мероприятий. Формирование исполнительских
умений и навыков творческой деятельности, необходимых для успешного освоения
образовательной программы в сфере музыкального искусства, расширение музыкального
кругозора, воспитание эмоционально-ценностного отношения к творчеству.
Задачи программы:
- организация творческой деятельности обучающихся через проведение творческих
мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих
вечеров, театрализованных представлений и др.);
- формирование устойчивого интереса обучающихся к творческой деятельности;
- формирование опыта творческого общения и навыков творческой деятельности, развитие
специальных компетенций обучающихся ДШИ в области исполнительского искусства;
- пробуждение у детей интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности,
воспитание потребности к самореализации через исполнительскую деятельность;
- построение содержания творческой программы ОУ с учетом индивидуального развития
детей;
- организация эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей);
- воспитание творчески мобильной личности, умеющей находить соответствующее своим
профессиональным качествам место в быстро меняющемся мире;
- планирование, структурирование и оптимизация конкурсно-фестивальной деятельности
ДШИ. С целью реализации творческой и культурно-просветительской деятельности в ДШИ
создаются учебные творческие коллективы (ансамбли, вокальные группы). Деятельность
коллективов регулируется локальными актами ДШИ и осуществляется в рамках как учебного,
так и внеучебного времени.
Профессиональная направленность образования в ДШИ предполагает организацию
творческой деятельности путём проведение конкурсов, фестивалей, мастер-классов,
олимпиад, концертов, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений.
Учащиеся ДШИ имеют возможность выступлений
во всех мероприятиях, проводимых в
системе художественного образования.
Методическая программа ДШИ направлена на непрерывность профессионального
совершенствования педагогических работников.
В рамках методической программы работники ДШИ в пределах имеющихся финансовых
возможностей осваивают дополнительные профессиональные ОП в объеме не менее 72-х
часов, не реже чем один раз в три года в учреждениях, имеющих лицензию на
осуществление образовательной деятельности. Педагоги школы активно участвуют в
городских методических семинарах и мастер-классах.
Педагогические работники ДШИ осуществляют методическую работу: разрабатывают
учебные программы по преподаваемым ими предметам в рамках образовательной
программы в области соответствующей области искусств, а также учебно-методическое
обеспечение; используют в образовательном процессе образовательные технологии,
основанные на лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а
также современном уровне его развития. Ожидаемый результат повышения квалификации
— профессиональная готовность работников Школы к реализации общеразвивающих
программ:
- обеспечение оптимального вхождения педагогов ДШИ в систему требований и ценностей
современного художественного образования;
- освоение новой системы требований к структуре образовательной программы
«Хореографическое творчество», результатам её освоения и условиям реализации, а также
системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
- овладение учебно-методическими и информационно - методическими ресурсами,
необходимыми для успешного решения задач ДОП «Хореографическое творчество».
Концертно-просветительская, методическая, творческая программы и мероприятия ДОП
«Хореографическое
творчество»
интегрированы
в
программы
концертнопросветительской, методической и творческой деятельности ДШИ.
Приложение 1
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеразвивающей программы
в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество»
ПО.01. УП.01
ПО.01. УП.02
ПО.01. УП.03
ПО.01. УП.04
ПО.01. УП.05
ПО.01. УП.06
1995
280
70
105
140
70
70
280
70
105
140
70
70
5-й класс
4-й класс
3-й класс
52,5
Зачеты,
контрольные
уроки,
академические
концерты
2-й класс
1505
Распределение по годам
обучения
Промежуточная
аттестация
по четвертям
1-й класс
Групповые занятия
Самостоятельная
работа
Трудоемкость в
часах
437,5
Индивидуальные
занятия
Учебные предметы
исполнительской подготовки
Классический танец
Эстрадный танец
Современный танец
Народный танец
Бальный танец
Танец
Аудиторные занятия
(в часах)
Мелкогрупповые
занятия
ПО.01.
Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов
Трудоемкость в
часах
Индекс
Максимальная
учебная нагрузка
Срок обучения – 5 лет
Аудиторные занятия в неделях
35
35
35
35
35
Недельная нагрузка в часах
1,2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4
1
2
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
ПО.02.
ПО.02. УП.01
ПО.02. УП.02
ПО.03.
ПО.03. УП.01
ПО.03. УП.02
ПО.03. УП.03
ПО.03. УП.04
А.04.00.
ПА.04. 01.
ИА.04. 02.
ИА.04. 01.01.
ИА.04. 02.01.
ИА.04. 02.03.
Учебные предметы историкотеоретической подготовки
Беседы об искусстве
Музыкальная литература
Учебный предмет по выбору
ПКН
Гимнастика
Общее фортепиано
Ансамбль
Аудиторная нагрузка по
предметным областям:
Максимальная нагрузка по
предметным областям:
Аттестация
Промежуточная
Итоговая аттестация
Классический танец
Народный танец
Беседы об искусстве
140
350
175
70
105
420
70
175
52,5
140
70
175
1,2,3,4
1,2,3,4
175
70
1,2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4
52,5
280
1557,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
1
1
1
6,5
1
1
0,5
2
9,5
0,5
2
8,5
2
10
2
10
2
2
2
2
-
1995
Годовой объем в неделях
8
2
0,5
0,5
1
2
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеразвивающей программы
в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество»
ПО.01.УП.01
ПО.01. УП.02
ПО.01. УП.03
ПО.01. УП.04
ПО.01. УП.05
ПО.01. УП.06
ПО.02.
2852,5
420
70
175
210
140
70
420
70
175
210
140
70
7-й класс
6-й класс
5-й класс
4-й класс
3-й класс
52,5
Зачеты,
контрольные
уроки,
академические
концерты
Распределение по годам обучения
2-й класс
2205
Промежуточная
аттестация
по четвертям
1-й класс
Групповые занятия
Самостоятельная
работа
Трудоемкость в
часах
595
Индивидуальные
занятия
Учебные предметы
исполнительской
подготовки
Классический танец
Эстрадный танец
Современный танец
Народный танец
Бальный танец
Танец
Учебные предметы
историко-теоретической
подготовки
Аудиторные занятия
(в часах)
Мелкогрупповые
занятия
ПО.01.
Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов
Трудоемкость в
часах
Индекс
Максимальная
учебная нагрузка
Срок обучения – 7 лет
Аудиторные занятия в неделях
35
35
35
35
35
35
35
Недельная нагрузка в часах
1,2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4
1
2
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ПО.02. УП.01
ПО.02. УП.02
ПО.02. УП.03
ПО.03.
ПО.03. УП.01
ПО.03. УП.02
ПО.03. УП.03
ПО.03. УП.04
А.04.00.
ПА.04. 01.
ИА.04. 02.
ИА.04. 01.01.
ИА.04. 02.01.
ИА.04. 02.03.
Беседы об искусстве
Слушание музыки
Музыкальная литература
Учебный предмет по
выбору
ПКН
Гимнастика
Общее фортепиано
Ансамбль
Аудиторная нагрузка по
предметным областям:
Максимальная нагрузка
по предметным
областям:
Аттестация
Промежуточная
Итоговая аттестация
Классический танец
Народный танец
Беседы об искусстве
280
157,5
280
245
70
105
630
140
52,5
140
52,5
210
140
105
140
1,2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4
245
70
1,2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4
52,5
420
2257,5
1
1
1
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6,5
1
1
1
0,5 0,5
2
2
9,5 8,5
2
10
2
10
2
10
2
10
2
2
2
2
2
-
2852,5
Годовой объем в неделях
12
2
0,5
0,5
1
2
2
Приложение 2
График образовательного процесса
дополнительная общеразвивающая программа в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество»
Срок обучения 5 лет
2–7
9 – 14
16 – 21
23 – 28
Каникулы
Всего
=
=
=
=
=
=
=
=
35
2
-
17
53
=
=
=
=
=
=
=
=
=
35
2
-
17
53
4
=
=
=
э
э
=
35
2
-
17
53
5
=
=
=
III
III
35
-
2
3
40
175
8
2
71
256
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
30 – 31
26 – 31
=
=
14 - 19
=
=
10 – 15
=
=
26 – 1.05
=
=
3– 8
=
=
12 – 17
=
э
19 – 24
э
э
5 – 10
э
=
29 – 3.04
=
=
22 – 27 *
=
=
8– 13
=
3
15 – 20
2
22 – 27
53
1.03 – 6.03
17
8– 13
-
15 – 20
2
1. 02 – 6.02
35
18 – 23
=
25 – 30
=
11– 16
=
21 – 26
=
7 – 12
=
14– 19
=
30 – 5
=
23 – 28
=
9 – 14
=
16 - 21
=
2– 7
=
19 – 24
=
26.10 – 01.11*
=
5– 10
=
12 – 17
э
21– 26
э
28– 3
=
7– 12
=
14– 19
=
1–5
1
Классы
12 - 17
Август
19– 24
Июль
5 – 10
Июнь
28 – 3.07
Май
21 – 26
Апрель
1.06 – 5.06
Март
7 – 12
Февраль
Резерв учебного
времени
Итоговая
аттестация
Январь
Промежуточная
аттестация
Декабрь
17 – 22
Ноябрь
24 – 31
Октябрь
28.12 – 10. 01 *
Сентябрь
Аудиторные занятия
2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях
1. График образовательного процесса
ИТОГО
Обозначения:
Аудиторные
занятия
Резерв
Промежуточная
учебного
аттес аттестация
времени
р
э
Итоговая
аттестация
III
Каникулы
=
* осенние каникулы – с 26.10.2021 г. по 01.11.2021 г.; зимние каникулы – с 28.12.2021 г. по 10.01.2022 г.;
весенние каникулы – с 22.03.2022 г. по 28.03.2022 г.; летние каникулы – с 1.06.2022 г. по 31.08.2022 г.
Режим работы в каникулярное время, согласно планам работы школы, может включать:
- самостоятельную работу учащихся (подготовка домашних заданий, посещение учреждений культуры и др.);
- подготовку и выступления на конкурсах, фестивалях, концертных мероприятиях и др.
- организацию дополнительных занятий, организацию методической работы.
Срок обучения 7 лет
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
итого
Обозначения:
Аудиторные
занятия
Резерв
Промежуточная
учебного
аттес аттестация
времени
р
э
Итоговая
аттестация
III
Каникулы
=
* осенние каникулы – с 26.10.2021 г. по 01.11.2021 г.; зимние каникулы – с 28.12.2021 г. по 10.01.2022 г.;
весенние каникулы – с 22.03.2022 г. по 28.03.2022 г.; летние каникулы – с 1.06.2022 г. по 31.08.2022 г.
Режим работы в каникулярное время, согласно планам работы школы, может включать:
- самостоятельную работу учащихся (подготовка домашних заданий, посещение учреждений культуры и др.);
- подготовку и выступления на конкурсах, фестивалях, концертных мероприятиях и др.
- организацию дополнительных занятий, организацию методической работы.
Всего
=
=
=
=
=
=
Каникулы
=
=
=
=
=
=
Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени
Итоговая
аттестация
=
=
=
=
=
=
23 – 28
=
=
=
=
=
=
30 – 31
=
=
=
=
=
=
9 – 14
=
=
=
=
=
=
16 – 21
=
=
=
=
=
=
26 – 31
=
=
=
=
=
=
Август
2–7
12 - 17
19– 24
=
=
=
=
=
=
5 – 10
=
=
=
=
=
=
Июль
28 – 3.07
I
I
I
=
=
=
=
=
=
14 - 19
I
I
I
=
=
=
=
=
=
21 – 26
э
э
э
э
э
э
1.06 – 6 .06
э
э
э
э
э
э
Июнь
7 – 12
17 – 22
10 – 15
3. 05 – 8 05
19 – 24
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
Май
26 – 1.05
5 – 10
12 – 17
22 – 28 *
Апрель
29 – 3.04
8– 13
15 – 20
Март
1– 6
22 – 27
8– 13
15 – 20
1 02 – 6. 02
18 – 23
25 – 30
11– 16
21 – 26
Февраль
24 – 31
=
=
=
=
=
=
=
1
2
3
4
5
6
7
Январь
28. 12 – 10. 01 *
7 – 12
14– 19
30 – 5
23 – 28
9 – 14
Декабрь
16 - 21
2– 7
26. 10 – 1. 11 *
Ноябрь
19 – 24
12 – 17
5– 10
30 - 5
Октябрь
21– 26
14– 19
7– 12
1–5
Классы
Сентябрь
Аудиторные занятия
2. Сводные данные
по бюджету
времени в неделях
2. График учебного процесса
35
35
35
35
35
35
35
2
2
2
2
2
2
2
17
17
17
17
17
17
3
54
54
54
54
54
54
40
245
12
2
105
364