МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МЕЖОЗЕРНАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
в области музыкального, хореографического, изобразительного
искусств отделения раннего эстетического развития
Нормативный срок освоения программы - 3 года
п. Межозерный, 2021г.
Структура дополнительной общеразвивающей программы отделения
раннего эстетического развития»
Содержание
1.
Пояснительная записка
2.
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
дополнительной
общеразвивающей программы (ДОП) в области музыкального, хореографического,
изобразительного искусств отделения раннего эстетического развития (РЭР)
3.
Учебный план
4.
График образовательного процесса
5. Аннотации программ учебных предметов
6.
Программа
творческой,
методической
деятельности
Приложение 1. Учебный план
Приложение 2. График образовательного процесса
и
культурно-просветительской
1. Пояснительная записка
Данная дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального,
хореографического, изобразительного искусств отделения раннего эстетического развития
составлена в соответствии с «Рекомендациями об организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных
письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11. 2013 № 191-01-39/06-ГИ, во
исполнение части 21 статьи 83 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,
с учетом педагогического опыта в области исполнительства в детских школах искусств.
Дополнительная общеразвивающая программа (далее – ДОП) отделения раннего эстетического
развития (далее РЭР), направлена на формирование и развитие творческих способностей детей
дошкольного возраста.
ДОП РЭР включает в себя трехлетний цикл общеразвивающего обучения дошкольников 4-6
лет в группах раннего эстетического развития, создает предпосылки для развития творческих
способностей детей в художественной сфере. Комплекс предметов, входящих в учебный план
образовательной программы несколько отличается по годам обучения.
Целью данной программы является:
- создание развивающей среды, способствующей художественно -эстетическому воспитанию,
раскрытию творческого потенциала, формированию духовно-нравственных качеств, высокой
коммуникативной культуры ребёнка дошкольного возраста.
Задачами программы являются:
- приобретение детьми в процессе освоения разных видов деятельности (пения, движения под
музыку, рисования, лепки, игры на инструменте) положительного эмоционального опыта,
умения слушать и слышать музыку, эмоционально откликаться на нее;
- приобретение детьми первого опыта индивидуальной и коллективной творческой
деятельности;
- формирование у детей мотивации к дальнейшему музыкальному и художественному
обучению;
- воспитание у детей культуры общения;
- развивающее и корректирующее воздействие на психомоторику;
- развитие у детей личностных качеств, позволяющих быть успешными в любой
деятельности;
- подготовка одаренных детей к продолжению обучения в школе искусств по
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального и
изобразительного искусства.
Содержание программы ориентировано на:
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости, а также педагогической требовательности;
- создание условий, способствующих успешному освоению в дальнейшем учебной
информации, приобретению навыков творческой деятельности;
- развитие умения планировать свою домашнюю работу, самостоятельно контролировать
свою учебную деятельность, давать объективную оценку своему труду;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих формированию навыков
взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;
- воспитание самоконтроля, необходимого для понимания причин успеха/неуспеха
собственной учебной деятельности, определения наиболее эффективных способов достижения
результата;
- формирование у одаренных детей предпосылок для приобретения комплекса знаний, умений
и навыков, позволяющих в дальнейшем успешно осваивать дополнительные
предпрофессиональные и основные профессиональные образовательные программы в области
искусств.
Программа разработана в целях всестороннего художественно-эстетического развития и
подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в первом классе школы искусств по
программам предпрофессиональной и общеразвивающей направленности.
Сроки реализации программы составляют для детей, поступивших в образовательное
учреждение в возрасте 4 лет – 3 года, в возрасте 5 лет – 2 года, в возрасте 6 лет – 1 год. С
целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости,
привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) Школа создаёт
комфортную развивающую образовательную среду,обеспечивающую возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области искусств;
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения в Школе творческих
мероприятий (музыкальных утренников, концертов, театрализованных представлений,
выставок и др.);
- организации посещений обучающимися детских музыкальных спектаклей, концертов,
представлений, проводимых учреждениями культуры поселка;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на
лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства;
- построения содержания ДОП отделения РЭР с учетом индивидуального развития детей,
региональных демографических и социокультурных факторов, а также с опорой на
сложившиеся в Школе традиции.
Продолжительность учебного года
При реализации ДОП РЭР продолжительность учебного года (в течение всего календарного
года, включая каникулярное время) составляет 35
недель. В течение учебного года
предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в
объеме 13 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при
реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего
образования.
ДОП РЭР включает в себя программы по учебным предметам, согласно утвержденного
учебного плана:
- Занимательное сольфеджио;
- Ансамбль шумовых инструментов;
- Хор;
- Танец;
- Изобразительное искусство
Организация учебного процесса
Организация учебного процесса у учащихся по ДОП РЭР осуществляется следующим
образом: учебные предметы учебного плана осуществляется в форме мелкогрупповых занятий
(численностью от 4 до 10 человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
Внеаудиторная работа может быть использована на посещение учреждений культуры
(филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие учащихся в творческих
мероприятиях и просветительской деятельности МУДО «Межозерная ДШИ».
Требования к условиям реализации программы ДОП РЭР представляют собой систему
требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным
условиям реализации программы с целью достижения планируемых результатов освоения данной
ДОП.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости,
привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества,
духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления
личности, в ДШИ создана комфортная развивающая образовательная среда, обеспечивающая
возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области искусств;
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий
(конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров,
театрализованных представлений и др.);
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний,
выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организации творческой
и
культурно-просветительской
деятельности совместно с
другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, и другими
учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования,
реализующими основные профессиональные образовательные программы в области искусств;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на
лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также
современного развития музыкального искусства и образования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических
работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
- построения содержания программы РЭР с учетом индивидуального развития детей, а также
тех или иных особенностей субъекта РоссийскойФедерации;
- эффективного управления ДШИ.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Реализация дополнительной общеразвивающей программы РЭР обеспечивается учебнометодической документацией по всем учебным предметам. Библиотечный фонд ДШИ
укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной
учебной и учебно - методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями
музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами и т.д.
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается педагогическими работниками,
имеющими профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного
предмета.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 35 недель реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение промежуточной и итоговой аттестации,
в остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую,
творческую, культурно- просветительскую работу, а также освоение дополнительных
профессиональных ОП.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается
освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем
один раз в три года в центрах повышения квалификации, имеющих лицензию на осуществление
образовательной
деятельности. Педагогические работники ДШИ осуществляют творческую и
методическую работу.
В ДШИ создаются условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями,
реализующими ОП в области музыкального искусства, с целью обеспечения возможности
восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы,
получения консультаций по вопросам реализации программы РЭР, использования передовых
педагогических технологий.
Финансовые условия реализации программы
При реализации программы РЭР необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом
сложившихся традиций и методической целесообразности:
- по учебному предмету «Хор», «Ансамбль шумовых инструментов» не менее 80 процентов от
аудиторного учебного времени.
Материально-технические условия реализации программы РЭР обеспечивают возможность
достижения обучающимися хороших результатов. В МУДО «Межозерная ДШИ» проводятся
систематические мероприятия по приведению материально-технической базы ДШИ в
соответствии санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. В ДШИ должны
соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы РЭР минимально необходимый перечень учебных аудиторий,
специализированных кабинетов и материально - технического обеспечения включает в себя:
- концертный зал,
- библиотеку,
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальныхзанятий,
- учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хор».
В школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта
музыкальных инструментов.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
общеразвивающей программы отделения «Раннее эстетическое развитие»
Минимум содержания программы «Раннее эстетическое развитие» обеспечивает целостное
художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения
данной программы основ музыкальной и изобразительной грамоты, основ сценической речи,
движения.
Результатом освоения программы «Раннее эстетическое развитие» является:
в области музыкально-практических навыков
- наличие у обучающегося интереса к музыке, её прослушиванию,
инструментальному и вокальному исполнительству;
- развитие психомоторных качеств, позволяющих ритмично двигаться под музыку,
передавать в движении её характер;
- умение воспроизводить голосом музыкальные звуки и простые мелодии в доступном для
детей дошкольного возраста диапазоне;
- сформированность навыков группового и сольного сольфеджирования по нотам
простейших мелодий;
- развитие музыкальной памяти, позволяющее узнавать и воспроизводить голосом илина
инструменте знакомые мелодии;
- приобретение элементарных навыков подбора по слуху, приобретение навыков
публичных выступлений на открытых классных концертах, зачетах.
в области основ музыкально-теоретических знаний
- знание основ музыкальной грамоты;
- освоение основной музыкальной терминологии;
- знакомство с основными музыкальными понятиями (высота, тембр, длительность звуков,
звукоряд, метр, ритм, темп, динамические оттенки, штрихи, форма произведений и др.);
- знакомство с элементами музыкального языка,
- знакомство с основными формообразующими принципами в музыке (принципами
контраста и повтора);
- сформированнность умения определять характер музыки, осмысливать музыкальные
-
события, излагать в словесной форме их содержание (с опорой на ассоциативные
представления);
сформированность элементарных звуко-высотных и ритмических представлений;
знакомство с основными музыкальными жанрами (песня, танец, марш).
в области художественного творчества
- умение различать теплые и холодные цвета, формы линий, узор от орнамента,
геометрические формы;
- умение работать гуашевыми и акварельными красками, карандашом;
- освоение различных технологических навыков и приемов работы с пластическим
материалом;
- умение лепить фигуры с натуры и по представлению, передавая характерные
особенности, строение;
- приобретение навыков декоративной лепки;
в области ансамблевого музицирования
- элементарные знания о фольклорном искусстве;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие интеллектуальных
способностей
(текстовой
памяти,воображения, зрительного и слухового внимания)
в области хореографического творчества
и
предметной
- развитие физических данных, координации, ориентировки в пространстве;
- приобретение знаний основ хореографического искусства
Результаты освоения программы РЭР по учебным предметам должны отражать:
Занимательное сольфеджио
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося
художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства
лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в
том числе:
- первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;
- умение сольфеджировать музыкальные примеры, записывать музыкальные построения с
использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать;
- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; умение импровизировать на
заданные музыкальные темы или ритмические построения;
- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху
и т.п.).
Ансамбль шумовых инструментов
- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство
исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
- знание ансамблевого репертуара, способствующее формированию способности к сотворческому
исполнительству на разнообразной литературе;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач
ансамблевого
исполнительства,
обусловленные художественным содержаниеми особенностями формы, жанра и стиля
музыкального произведения.
Танец
- наличие у обучающегося интереса к хореографическому искусству, самостоятельному
танцевальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий
накапливать репертуар из танцевальных произведений различных эпох, стилей, направлений,
жанров и форм;
- знание в соответствии с программными требованиями танцевального репертуара, включающего
произведения разных стилей и жанров;
- знание
художественно-исполнительских
возможностей;
знание профессиональной
терминологии;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения; навыки
по использованию исполнительских средств выразительности, выполнению анализа
исполняемых произведений, владению
различными видами техники танцевального
исполнительства.
Изобразительное искусство
- знания основных видов народного художественного творчества;
- знания терминологии в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
- умения грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
- умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
- навыков копирования лучших образцов различных художественных ремесел;
- навыков работы в различных техниках и материалах;
- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их
материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
- навыков подготовки работ к экспозиции;
Хор
- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей , художественноисполнительских возможностей хорового коллектива;
- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического
сочетания слова и музыки;
- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие
взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных
ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых
произведений для детей;
- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и
хорового коллектива.
3. Учебный план
Учебный план (Приложение 1) является частью ДОП РЭР, он отражает структуру программы,
определяет содержание и организацию образовательного процесса на отделении. Учебный план
разработан с учетом Рекомендаций об организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств во исполнение
части 21 статьи 83 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации, графика
образовательного процесса по реализуемой образовательной программе и сроков обучения в
ДШИ. Он отражает структуру образовательной программы, в части наименовании предметных
областей и разделов, форм проведения учебных занятий. Учебный план определяет перечень,
последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям,
объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную
нагрузку обучающихся). Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не
превышает 10 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на участие
обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ДШИ).
Продолжительность академического часа (одного занятия) составляет 30 минут. Промежуточная
аттестация проводится в конце полугодий в форме контрольных уроков, концертов и выставок
для родителей, в счет аудиторного времени. Итоговая аттестация учащихся проводится в форме
музыкально-театрального представления в конце 4-го полугодия в счет аудиторного времени.
4. График образовательного процесса
График образовательного процесса (Приложение 2) определяет его
организацию и
отражает:
- срок реализации ДОП РЭР;
- бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на аудиторные
занятия, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся,каникулы;
- сводные данные по бюджету времени.
График образовательного процесса разрабатывается и утверждается образовательным
учреждением в соответствии со сроками обучения. Учебный год начинается 1 сентября и
заканчивается в сроки, установленные графиком образовательного процесса ДШИ.
5. Аннотации к программам учебных предметов дополнительной
общеразвивающей программы в области искусств «РЭР»
Программы учебных предметов являются
неотъемлемой частью дополнительной
общеразвивающей программы в области искусств «РЭР». Все программы учебных предметов
разработаны педагогическими работниками ДШИ по каждому учебному предмету
самостоятельно с учетом примерных программ по учебным предметам, в соответствии с учебным
планом ДОП РЭР), прошли обсуждение на заседании Педагогического совета ДШИ, имеют
рецензии.
Программы учебных предметов содержат следующие разделы:
- пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного времени,
предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного
предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную
(самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия), формы проведения учебных
аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного
предмета, методы обучения, описание материально-технических условий реализации учебного
предмета;
- учебно-тематический план;
- содержание учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, систему оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- список литературы и средств обучения.
Аннотация к программе "Ансамбль шумовых инструментов»
Игра на музыкальных инструментах — один из видов детского исполнительства. Применение
детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни)
обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.
Основная цель:
-формирование навыков игры на детских музыкальных инструментах, умения взаимодействовать
в коллективе, развитие ритма и музыкального слуха, координации и творческих навыков, общее
музыкальное развитие.
Задачи:
-создать условий для развития музыкальных и творческих способностей детей, восприятия
музыкальных образов.
-заложить основы гармоничного музыкального развития (развитие слуха, внимания, чувства
ритма и красоты мелодии).
-создать условия для развития индивидуальных музыкальных способностей потенциально
одарённых детей.
-формирование практических навыков игры на детских музыкальных инструментах и
умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих
формах музицирования адекватно детским возможностям.
-развивать коммуникативные способности, возможности творческого использования
музыкальных впечатлений.
-познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и
доступной форме.
Сроки реализации программы:
Данная программа рассчитана на 3 года обучения для детей в возрасте 4-6 лет:
формируются группы по возрастным категориям. В соответствии с учебным планом, на предмет
«Ансамбль шумовых инструментов» отводится 35 часов в год на каждую группу учащихся из
расчёта –1 час в неделю.
Форма проведения учебных аудиторных занятий–групповая.
Разработчик: Горбоконина Г.А.– преподаватель народного отделения МУДО «Межозерная
ДШИ».
Аннотация к программе «Танец»
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического
совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия
его внутреннего мира и творческой одарённости.
Программа направлена на:
- выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском
возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
-приобретение учащимися знаний, умений и навыков в области хореографического
исполнительства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Цель программы:
Создание условий для целостного художественно-эстетического развития личности и
приобретения ею в процессе освоения учебной программы «Танец» танцевальноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Задачи учебного предмета:
-формировать знания основных элементов классического, народного танцев;
-формировать знание об особенностях массовой композиции, сценической площадки, рисунка
танца, слаженности и культуры исполнения танца;
-формировать умения исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
-формировать умения ориентироваться на сценической площадке;
-формировать умения самостоятельно создавать музыкально - двигательный образ;
-овладевать различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических
данных;
-формировать навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
-овладевать первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
-формировать навыки комбинирования движений;
-воспитывать навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.
-формировать и корректировать характер ребёнка в коллективе;
-формировать устойчивое чувство ритма, темпа, характера танца.
Форма проведения аудиторного учебного занятия - групповой урок.
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Общеразвивающая программа по
предмету «Танец» реализуется: 1 час в неделю (3 года обучения)
Разработчик: Качурина Е.Ф..– преподаватель хореографического отделения МУДО «Межозерная
ДШИ».
Аннотация к программе «Изобразительное искусство»
Учебный предмет «Изобразительное искусство» направлен на приобретение детьми знаний,
умений и навыков по выполнению живописных работ, получение ими художественного
образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. В
программе ставятся задачи перспективно построения, выявления объёмов, грамотного владения
тоном и цветом, а также:
-развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;
-изучение выразительных возможностей тона и цвета;
-развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;
-обучение навыками самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами,
набросками, эскизами;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
Форма проведения аудиторного учебного занятия – групповой урок. Занятия проводятся в
соответствии с учебным планом. Общеразвивающая
программа по предмету
«Изобразительное искусство» реализуется: 3 года (1 час в неделю).
Разработчики: Дудкина Л.Н., Тагирова Р.Ф.– преподаватели художественного отделения МУДО
«Межозерная ДШИ».
Аннотация к программе «Занимательное сольфеджио»
Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио» разработана на основе
рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств, направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом
многолетнего педагогического опыта в области музыкального искусства.
Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио» имеет общеразвивающую
направленность, составлена с учѐтом возрастных особенностей учащихся и способствует:
- созданию условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-
- приобретению учащимися знаний, умений и навыков пения, сольфеджирования, позволяющих
творчески исполнять музыкальные произведения.
Данная общеразвивающая программа по
предмету «Занимательное сольфеджио» имеет художественно-эстетическую направленность и
ее содержание должно способствовать развитию интеллектуальных, творческих, личностных и
духовных качеств ребенка, а также способствовать расширению музыкального кругозора,
формировать музыкальный вкус, пробуждать любовь к музыке.
Форма проведения аудиторного учебного занятия – групповой урок. Занятия проводятся в
соответствии с учебным планом. Общеразвивающая программа по предмету реализуется: 3 года
(1 час в неделю).
Разработчики: Хайруллина Д.Д..– преподаватель МУДО «Межозерная ДШИ».
Аннотация к программе «Хор»
Программа учебного предмета «Хор» разработана на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от
21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ.
Цель учебного предмета
1. Развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного
мышления, фантазии, музыкальной памяти.
2. Формирование вокально-исполнительских умений и навыков.
3. Приобщение учащихся к основам мировой музыкальной культуры.
Форма занятий – групповая. Срок обучения: 3 года (1 час в неделю)
Составитель: Кайбышева Э.К..- преп. отделения теоретических и хоровых дисциплин МУДО
«Межозерная ДШИ».
6. Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися
дополнительной общеразвивающей программы в области искусств «РЭР».
Оценка качества реализации программы «Раннее эстетическое развитие» включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости используются устные опросы,
просмотры, прослушивания, тестирование, игровые состязания. Текущий контроль
успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
Промежуточная аттестация, являющаяся основной формой контроля учебной работы,
обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее
корректировку и проводится с целью определения:
качества реализации образовательного процесса;
качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном
этапе обучения.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Контрольные
уроки могут проходить в виде открытых занятий, концертных выступлений перед родителями,
выполнения практических работ, устных опросов и игровых состязаний.
Контрольные уроки проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
При промежуточной аттестации результатов освоения обучающимися программы
«Раннее эстетическое развитие» действует безоценочный критерий успеваемости.
Итоговая аттестация выпускников:
в конце последнего года обучения с детьми ставится выпускной спектакль, в котором
принимают участия все участники учебного процесса, вне зависимости от их знаний,
умений, подготовленности. При прохождении итоговой
аттестации выпускник
образовательной программы «Раннее эстетическое развитие» должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями, в том числе:
•
наличие интереса к музыке, её прослушиванию, инструментальному и вокальному
исполнительству;
•
умение эмоционально откликаться на услышанную музыку, ощущать в ней образное
отображение различных жизненных событий и настроений;
•
возможность запоминать и узнавать неоднократно услышанные произведения;
•
знание основной музыкальной терминологии, владение базовыми музыкальными
понятиями;
•
достаточный уровень владения элементарными исполнительскими навыками (игра на
музыкальном инструменте или пение) для воспроизведения выученных с преподавателем
музыкальных произведений;
•
умение определять на слух характер музыки, основные жанры (песня, танец, марш),
ритмично двигаться под музыку, отражая в движении характер звучащего произведения.
7. Программа творческой, методической и культурно –
просветительской деятельности
В рамках образовательной программы «Раннее эстетическое развитие» ведётся творческая,
методическая и культурно-просветительская деятельность. Её цель - обеспечение высокого
качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их
родителей (законных представителей) и всего общества, духовно - нравственного развития,
эстетического воспитания и художественного становления личности юных граждан.
Образовательная программа «Раннее эстетическое развитие» направлена на создание
комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей возможность:
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих
мероприятий
(музыкальных
праздников,
концертов,
вечеров,
театрализованных
представлений и др.);
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(театров, культурных и досуговых центров, выставок, музеев и др.);
- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на
лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также
современного развития музыкального, изобразительного искусства и образования.
Программа «Раннее эстетическое развитие» предполагает творческую практику учащихся.
Базой для такой практики являются праздники, отчётные концерты отделений, школы,
выставки, тематические мероприятия, конкурсы и фестивали, организуемые Школой.
Творческая практика учащихся реализуется также на уровне классных концертов для
родителей, а также - в рамках культурно-просветительских проектов.
Направления реализации программы творческой, методической и концертно-просветительской
деятельности:
- учебная деятельность;
- методическая работа;
- повышение квалификации педагогического и административного состава;
- инновационная деятельность;
- концертно-просветительская и внеклассно-воспитательная деятельность. Реализация
программы творческой, методической и концертно-просветительской деятельности должна
положительно
отразиться на
повышении
качества учебно-воспитательного
процесса,
повышении
уровня мотивации учащихся
к
образованию, способствовать формированию устойчивой потребности учащихся к
художественному творчеству, к общению с искусством.
Приложение №1
ПО.01.
ПО.01. УП.01
ПО.01. УП.02
ПО.01. УП.03
ПО.01. УП.04
ПО.01. УП.05
Учебные предметы
Ансамбль шумовых инструментов
Занимательное сольфеджио
Танец
Изобразительное искусство
Хор
Аудиторная нагрузка по
предметным областям:
Максимальная нагрузка по
предметным областям:
525
105
105
105
105
105
525
105
105
105
105
105
525
Аудиторные занятия в неделях
35
35
35
Недельная нагрузка в часах
1,2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4
525
3-й год
обучения
Открытые занятия,
концерты,
театрализованные
представления, творческие
вечера, выставки
просмотры, отчетный
концерт
Распределение по годам
обучения
2-й год
обучения
Индивидуальные
занятия
Перечень мероприятий
(по четвертям)
1-й год
обучения
Аудиторные
занятия
(в часах)
Мелкогрупповые
занятия
Групповые
занятия
Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов
Трудоемкость в
часах
Индекс
Максимальная
учебная нагрузка
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительная общеразвивающая программа
в области музыкального, хореографического, изобразительного искусств отделения раннего эстетического развития
Срок обучения – 3 года
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
Приложение №2
График образовательного процесса
Дополнительная общеразвивающая программа
отделения «Раннее эстетическое развитие»
Срок обучения 3 года
=
=
=
р
–
о
Р
3
м
ее1
зж
еу
р
т
И
в
то
А
оч
угн
у
ч
оад
ея
и
в
бат
н
то
я
отр
К
агаен
н
тосы
В
и
ет
ск
в
еа
еуср
з
ц
гл
ети
а
оы
м
н
ая
2
7П
1
1
Июль
2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях
Август
30-31
23 – 28
9– 14
=
16 – 21
Июнь
–
6
0
5
2– 7
8
13 - 18
20– 25
Май
27 – 31
–
29 – 4 07
1
0
3
Апрель
22 – 27
–
15- 20
5
8– 13
6
1.06 – 6 .06
–
17 – 22
10 – 15
19 – 24
26 – 1.05
Март
24 – 31
*
6
.
1
.0
02
3
Февраль
12 – 17
1
–
29 – 3.04
15 – 20
22 – 28 *
.
0
20
11
.0
8– 13
–
Январь
22 – 27
25 – 30
8– 13
=
15 – 20
1
2
2
8
.
18 – 23
21 – 26
7 – 12
14– 19
Декабрь
11– 16
1
1
*
1
.
–
Ноябрь
30 – 5
9 – 14
16 - 21
=
1
23 – 28
1
0
2
5
6
2– 7
Октябрь
19 – 24
5– 10
21– 26
14– 19
1–5
7– 12
Сентябрь
12 – 17
3
0
–
л
а
с
с
ы
1. График образовательного процесса
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
35
17
52
35
17
52
35
17
52
10
5
51
156
2
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
3
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
ИТОГО
Каникулы
=
* осенние каникулы – с 26.10.2021г. по 01.11.2021 г.; зимние каникулы – с 28.12.2021 г. по 10.01.2022 г.;
весенние каникулы – с 22.03.2022 г. по 28.03.2022 г.; летние каникулы – с 1.06.2022 г. по 31.08.2022г.
Режим работы в каникулярное время, согласно планам работы школы, может включать:
- самостоятельную работу учащихся (подготовка домашних заданий, посещение учреждений культуры и др.);
- подготовку и выступления на конкурсах, фестивалях, концертных мероприятиях и др.;
- организацию дополнительных занятий, организацию методической работы.