ДОП Фортепиано

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Межозерная детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ М У З Ы К А Л Ь Н О Г О
ИСКУССТВА
«ФОРТЕПИАНО»
Нормативный срок освоения программы - 5(7) лет

п. Межозерный, 2021г.

Содержание

1.

Пояснительная записка.

2.

Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной

общеразвивающей программы (ДОП) в области музыкального искусства
«Фортепиано».
3.

Учебный план.

4.

График образовательного процесса.

5. Аннотации программ учебных предметов
6.

Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися

дополнительной общеразвивающей программы в области
музыкального искусства «Фортепиано».
7.

Программа творческой, методической и культурно-просветительской

деятельности.
Приложение 1. Учебный план.
Приложение 2. График образовательного процесса.

1. Пояснительная записка
Данная дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального
искусства «Фортепиано» составлена в соответствии с «Рекомендациями об организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации
от 21.11. 2013 № 191-01-39/06-ГИ, во исполнение части 21 статьи 83 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации», с учетом педагогического опыта в области
исполнительства в детских школах искусств.
Целью данной программы является общее музыкальное развитие детей, приобщение к
сокровищницам музыкального искусства. Формирование их эстетического вкуса на лучших
образцах классической и современной музыки. Воспитание интереса и любви ученика к
музыкальной деятельности, развитие общего кругозора, который способствует
всестороннему и многоплановому развитию личности. Выявление и развитие творческих
задатков детей, обучение игре на фортепиано, привитие им комплекса важнейших
практических навыков.
Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся и направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих
творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем
музыкальной грамотности;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
Основными целями общеразвивающей программы в области музыкального искусства
«Фортепиано» являются:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии
с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою
домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе
коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной
деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков
взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном
процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,
определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Программа разработана с учётом:
- обеспечения преемственности программы «Фортепиано» и основных профессиональных
образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального
образования в области музыкального искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере
культуры и искусства.
Цели программы:
- обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства;
- выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и
3

подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие
образовательные программы среднего профессионального образования.
Задачи:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся
эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в

дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства;
- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с
программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю
работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного
музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с
преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к
иному мнению и художественно- эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха
собственной учебной деятельности, определениюнаиболее эффективных способов достижения
результата.
Сроки реализации программы составляют 7 лет, 5 лет. Прием в МУДО «Межозерная
ДШИ» для обучения по дополнительным общеразвивающим программам в области
музыкального искусства осуществляется в соответствии:
- Уставом МУДО «Межозерная ДШИ»
- Положением о приёме в МУДО «Межозерная ДШИ»
- Рекомендациями об организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11. 2013 № 191-01-39/06-ГИ, во
исполнение части 21 статьи 83 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации.
Прием в МУДО «Межозерная ДШИ» на обучение по ДОП осуществляется в соответствии с
локальными актами ДШИ. Приёмные испытания на ДОП «Фортепиано» включают проверку
музыкальных данных: слух, ритм, память.
Для организации проведения приема детей приказом директора Школы формируется
приемная комиссия из числа преподавателей МУДО «Межозерная ДШИ». Зачисление
учащихся производится приказом директора.
Продолжительность учебного года
При реализации ДОП «Фортепиано» продолжительность учебного года (в течение всего
календарного года, включая каникулярное время) составляет 35 недель. В течение учебного
года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе
устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в
объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние
каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных
программ начального общего и основного общего образования.
ДОП «Фортепиано» включает в себя программы по учебным предметам, согласно
утвержденного учебного плана по 5/7-летнему сроку обучения:
Предметная область « Учебные предметы исполнительской подготовки»
- Специальность
- Ансамбль
- Аккомпанемент
- Хоровой класс
4

Предметная область « Историко-теоретической подготовки»
- Сольфеджио
- Слушание музыки
- Музыкальная литература
Предметная область « Предмет по выбору»
- Чтение с листа и развитие творческих навыков
- Коллективное музицирование
Организация учебного процесса
Организация учебного процесса у учащихся по ДОП в области музыкального искусства
«Фортепиано» осуществляется следующим образом: учебные предметы учебного плана
осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от
4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий
(численностью от 11 человек).
Внеаудиторная (самостоятельная) работа учащихся сопровождается методическим
обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому
учебному предмету. Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение
домашнего задания учащимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров,
концертных залов, музеев и др.), участие учащихся в творческих мероприятиях и
просветительской деятельности МУДО «Межозерная ДШИ».
Выполнение учащимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями,
клавирами, конспектами
лекций, аудио- и
видеоматериалами в соответствии с
программными требованиями по каждому учебному предмету.
Требования к условиям реализации программы «Фортепиано» представляют собой
систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям реализации программы «Фортепиано» с целью достижения
планируемых результатов освоения данной ДОП.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости,
привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего
общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного
становления личности, в ДШИ создана комфортная развивающая образовательная среда,
обеспечивающая возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих
мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих
вечеров, театрализованных представлений и др.);
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний,
выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности
совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств,
и другими учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального
образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в
области музыкального искусства;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и
искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
- эффективной
самостоятельной
работы
обучающихся
при
поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
- построения содержания программы «Фортепиано» с учетом индивидуального
развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта РоссийскойФедерации;
- эффективного управления ДШИ.

5

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Реализация дополнительной общеразвивающей программы в области
музыкального
искусства «Фортепиано» обеспечивается учебно-методической документацией по всем
учебным предметам. Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается доступом каждого
обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей,
формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд ДШИ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями
основной и дополнительной учебной и учебно - методической литературы по всем учебным
предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными
изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме,
соответствующем требованиям программы «Фортепиано». Основной учебной литературой по
учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый
обучающийся. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые
100 обучающихся.
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается педагогическими работниками,
имеющими профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого
учебного предмета.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 35 недель реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение промежуточной и итоговой
аттестации, в остальное время деятельность педагогических работников направлена на
методическую, творческую, культурно- просветительскую работу, а также освоение
дополнительных профессиональных ОП.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается
освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем
один раз в три года в центрах повышения квалификации, имеющих лицензию на
осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники ДШИ осуществляют
творческую и методическую работу.
В ДШИ создаются условия для взаимодействия с другими образовательными
учреждениями, реализующими ОП в области музыкального искусства, с целью обеспечения
возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной
методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы
«Фортепиано», использования передовых педагогических технологий.
Финансовые условия реализации программы
При реализации программы «Фортепиано» необходимо планировать работу
концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности:
- по учебному предмету «Хоровой класс» не менее 80 процентов от аудиторного учебного
времени;
- по учебным предметам «Аккомпанемент» и «Ансамбль» - от 60 до100 процентов
аудиторного учебного времени.
Материально-технические условия реализации программы «Фортепиано» обеспечивают
возможность достижения обучающимися хороших результатов. В МУДО «Межозерная ДШИ»
проводятся систематические мероприятия по приведению материально-технической базы
ДШИ в соответствии санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. В ДШИ
должны соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных
помещений.
Для реализации программы «Фортепиано» минимально необходимый перечень учебных
аудиторий, специализированных кабинетов и материально - технического обеспечения
включает в себя:
- концертный зал,
- библиотеку,
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальныхзанятий,
- учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс».
6

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Специальность»,
должны быть оснащены роялями или пианино. Учебные аудитории, предназначенные для
реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная
литература (зарубежная, отечественная)», должны быть оснащены фортепиано или роялями,
звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями,
стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями, звукоизоляцией.
В школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта
музыкальных инструментов.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей
программы в области музыкального искусства «Фортепиано»
5, 7 лет обучения
Содержание
ДОП «Фортепиано» должно обеспечивать целостное художественноэстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательных
программ музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:

- знания

характерных
особенностей
стилистических направлений;
- знания музыкальной терминологии;

музыкальных

жанров

и

основных

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в
ансамбле;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и
стилей;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкальногопроизведения;
- умения
самостоятельно
преодолевать
технические
трудности
при
разучивании несложного музыкального произведения;

- умения

по аккомпанированию при исполнении несложных
инструментальных музыкальных произведений;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

вокальных

или

- навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
- первичных навыков в области теоретического
анализа
исполняемых
произведений;
- навыков публичных выступлений;
в области теории музыки:

- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных

композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

- умения

использовать полученные теоретические
музыкальных произведений на инструменте;
- умения осмысливать музыкальные произведения,
письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;

знания

при

события

исполнительстве

путем

изложения в

- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового
(ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения слиста;
- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных
в разные исторические периоды;

7

- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам должны отражать:
Специальность ПО.01.УП.01:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий
накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений,
жанров и форм;
- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара,
включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения,
произведения крупной формы, пьесы, этюды);
знание
художественно-исполнительских
возможностей
фортепиано;
знание
профессиональной терминологии;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения
музыкального произведения; навыки по использованию музыкально-исполнительских
средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению
различными видами техники исполнительства.
Ансамбль ПО.01.УП.02:
- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство
исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для
фортепианного дуэта, так и переложений симфонических, циклических - сонат, сюит,
ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно- инструментального
репертуара) различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее
формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе;
- знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе
сочинений И.С. Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века,
отечественной и зарубежной музыки XX века; навыки по решению музыкальноисполнительскихзадач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным
содержанием иособенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Концертмейстерский класс ПО.01.УП.03:
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у
обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности,
стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и
зарубежной музыки, в том числе:
- знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и
инструментального), основных принципов аккомпанирования солисту;
- умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные
музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
- умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских
возможностей солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с
учетом характера каждой партии;
- навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
- наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве
концертмейстера.
Хоровой класс ПО.01.УП.04:
- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых
партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
8

- знание профессиональной терминологии;
- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью
органического сочетания слова и музыки;
- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе
отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и
вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе
хоровых произведений для детей;
- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального
ансамбля и хорового коллектива.
Сольфеджио ПО.02.УП.01:
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у
обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха
и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой
самостоятельности, в том числе:
- первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной
терминологии;
- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать
музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа,
слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; умение импровизировать на
заданные музыкальные темы или ритмические построения;
- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по
слуху и т.п.).
Слушание музыки ПО.02.УП.02:
- наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в
том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых,
оркестровых), основных жанрах;
- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия
музыкального произведения;
- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного
музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного
опыта или произведениями других видов искусств.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) ПО.02.УП.03:
- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовнонравственном развитии человека;
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов
согласно программным требованиям;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений
зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей,
жанров и форм от эпохи барокко до современности;
- умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал
пройденных музыкальных произведений;
- навыки теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых
особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
- знание основных исторических периодов развития зарубежного и
отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств
(изобразительным, театральным, киноискусством, литературой), основных стилистических
направлений, жанров;
- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
- знание профессиональной музыкальной терминологии;
- сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
9

- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
композиторов;
- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального
произведения;
- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое
к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Чтение с листа и развитие творческих навыков ПО.03.УП.01:
- знать художественно-эстетические, технические особенности, характерные для сольного
исполнительства;
- уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно
исполнять музыкальные произведения основных жанровых и стилистических направлений из
репертуара детской музыкальной школы;
- иметь навыки чтения с листа и самостоятельной работы несложных музыкальных
произведений разных жанров и форм;
- уметь применять теоретические знания в исполнительской практике;
- иметь первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- иметь навыки публичных сольных выступлений;
- знать основные произведения народного репертуара;
- уметь анализировать исполняемые музыкальные произведения, иметь представление
о музыкальных формах.
Коллективное музицирование ПО.03.УП.02:
- знания о роли коллективного творчества в основе культуры, духовно- нравственном развитии
человека;
- навыки коллективного инструментального исполнительского творчества;
- сформированные практические навыки исполнения несложных народных и авторских
произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе специально созданных для
детей, практически только начинающих заниматься музыкой;
- навыки совместной игры, позволяющие подготовить обучающегося к игре в оркестре;
-навыки по решению музыкально-исполнительских задач оркестрового исполнительства,
обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля
музыкального произведения.

III. Учебный план
Учебный план (Приложение 1) является частью ДОП «Фортепиано», он отражает структуру
программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на отделении.
Учебный план разработан с учетом Рекомендаций об организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств
во исполнение части 21 статьи 83 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации, графика образовательного процесса по реализуемой образовательной программе и
сроков обучения в ДШИ. Он отражает структуру образовательной программы, в части
наименовании предметных областей и разделов, форм проведения учебных занятий,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с обозначением ее форм и их
наименований. Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных
предметов по годам обучения и учебным полугодиям, объем часов по каждому учебному
предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся).
Учебный план ДОП «Фортепиано» предусматривает следующие предметные области:
исполнительская подготовка;
историко-теоретическая подготовка;
предмет по выбору;
и разделы:
промежуточная аттестация и итоговая аттестация.
10

При изучении учебных предметов предусматривается объем времени на самостоятельную
работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и
методической целесообразности.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам в среднем
за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего
задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего
образования. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не превышает
10 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на контрольные
уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурнопросветительских мероприятиях ДШИ).
IV.График образовательного процесса
График образовательного процесса (Приложение 2) определяет его организацию и
отражает:
- срок реализации ДОП «Фортепиано»;
- бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на аудиторные
занятия, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся,каникулы;
- сводные данные по бюджету времени.
График образовательного процесса разрабатывается и утверждается образовательным
учреждением в соответствии со сроками обучения. Учебный год начинается 1 сентября и
заканчивается в сроки, установленные графиком образовательного процесса ДШИ.
Аннотации к программам учебных предметов дополнительной
общеразвивающей программы в области музыкального искусства
«Фортепиано»
Программы учебных предметов являются неотъемлемой частью дополнительной
общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Фортепиано».
Все программы учебных предметов разработаны педагогическими работниками ДШИ по
каждому учебному предмету самостоятельно с учетом примерных программ по учебным
предметам, в соответствии с учебным планом ДОП «Фортепиано» (срок обучения – 5, 7 лет),
прошли обсуждение на заседании Педагогического совета ДШИ, имеют рецензии.
Программы учебных предметов содержат следующие разделы:
- пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного времени,
предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного
предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную
(самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия), формы проведения учебных
аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного
предмета, методы обучения, описание материально-технических условий реализации учебного
предмета;
- учебно-тематический план;
- содержание учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, систему оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- список литературы и средств обучения.
V.

Аннотация к программе учебного предмета «Специальность»
Одним из важных направлений образовательной деятельности музыкальных школ является
обучение детей игре на фортепиано. Программа «Фортепиано» разработана с учётом
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013.№191-01-39/06-ГИ.
11

Цель данной программы - развитие творческих основ и исполнительских способностей
ребенка путём освоения музыкального инструмента – фортепиано.
Задачи программы:
Эстетическая: привить любовь к музыкальному искусству, помочь в формировании
художественного вкуса;
Познавательная: дать обучающимся необходимый объём знаний, умений и навыков в игре на
фортепиано;
Развивающие: развить музыкальные способности, интерес к инструментальному
исполнительству, беглость пальцев, а так же музыкальный слух, память, чувство ритма и
умение анализировать музыкальные произведения.
Форма занятий – индивидуальная, срок освоения - 5(7) лет.
Составитель: Майданкина Т.С. – преподаватель фортепианного отделения МУДО
«Межозерная ДШИ».
Аннотация к программе учебного предмета « Ансамбль»
Данная программа разработана с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от
21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Ансамблевая игра открывает самые благоприятные возможности для широкого всестороннего
ознакомления с музыкальной литературой, различными стилями, историческими эпохами,
клавирными аранжировками оперных, симфонических, камерно-инструментальных и
вокальных опусов. Игра в ансамбле – это постоянная смена музыкальных впечатлений,
интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. Обеспечивая
непрерывное поступление свежих и разнообразных впечатлений, ансамблевое музицирование
способствует развитию эмоциональной отзывчивости, стимулирует художественное
воображение, происходит общий подъем музыкально-интеллектуальных действий. Курс
обучения по предмету «Ансамбль» (фортепиано) рассчитан на 1 год обучения в 5 классе (7
лет обучения); в 4 классе (5 лет обучения).
Цель учебного предмета: овладение комплексом практических умений и навыков в области
коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, развитие музыкальных
способностей, музыкального вкуса, творческой активности.
Форма занятий – мелкогрупповая – от 2х человек.
Составитель: Хаджеева Г.С. – преподаватель фортепианного отделения МУДО «Межозерная
ДШИ».
Аннотация к программе учебного предмета «Аккомпанемент»
Данная программа разработана с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от
21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Предлагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного
музицирования. Аккомпанемент - увлекательная форма музицирования. Усилиями учащихся,
исполняющих несложные партии, можно достичь яркого, многокрасочного звучания. Данная
форма музицирования получает все более широкое распространение в системе
дополнительного музыкального образования, активно развивая музыкальные способности
учащихся, что позволяет очень выигрышно представить детское творчество на концертной
сцене.
Курс обучения по предмету «Аккомпанемент» (фортепиано) рассчитан на 1 год обучения в 6
классе (7 лет обучения); в 5 классе (5 лет обучения).
Цель учебного предмета: овладение комплексом практических умений и навыков в области
коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, развитие музыкальных
способностей, музыкального вкуса, творческой активности.
Форма занятий – мелкогрупповая – от 2х человек.
Составитель: Оглобличева О.И. – преподаватель фортепианного отделения МУДО
«Межозерная ДШИ».
12

Аннотация к программе учебного предмета «Чтение с листа и развитие творческих
навыков»
Данная программа разработана с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от
21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Предлагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков чтения с листа и
самостоятельной работы несложных музыкальных произведений разных жанров и форм,
навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений, навыков по
использованию музыкально-исполнительских средств выразительности; применению
теоретических знаний в исполнительской практике.
Курс обучения по предмету «Чтение с листа» (фортепиано) рассчитан на 4 года обучения с 1го по 4-й классы (7 лет обучения); на 3 года обучения с 1-го по 3-й классы в 5 классе (5 лет
обучения).
Цель учебного предмета: овладение комплексом практических умений и навыков в области
коллективного творчества, развитие музыкальных способностей, музыкального вкуса,
творческой активности. Форма занятий – индивидуальная.
Составитель: Майданкина Т.С. – преподаватель фортепианного отделения МУДО
«Межозерная ДШИ».
Аннотация к программе учебного предмета «Сольфеджио»
Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе «Рекомендаций по
организации
образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ, а также с учетом
многолетнего опыта работы в области преподавания музыкально-теоретических дисциплин в
детских школах искусств.
Данная
общеразвивающая программа по предмету
«Сольфеджио» имеет
художественно-эстетическую направленность и ее содержание должно способствовать
развитию интеллектуальных, творческих, личностных и духовных качеств ребенка, а также
способствовать расширению музыкального кругозора, формировать музыкальный вкус,
пробуждать любовь к музыке.
Общеразвивающая программа по предмету «Сольфеджио» реализуется в течение 5, 7 лет
для детей, обучающихся по специальности – фортепиано, народные инструменты, сольное
пение, синтезатор начиная с первого года обучения.
Цель:
- воспитание устойчивого интереса к музыке;
- развитие музыкальных способностей детей школьного возраста;
- развитие способностей творческого музицирования.
Составитель: Даушев И.З. – преподаватель теоретических дисциплин МУДО «Межозерная
ДШИ».
Аннотация к программе учебного предмета "Слушание музыки»
Основной задачей предмета «Слушание музыки» является воспитание грамотного,
культурного любителя музыки, формирование у детей любви и интереса к серьезному
музыкальному искусству, понимания основ музыкального творчества. Слушание и изучение
музыкальных произведений является одним из средств эстетического воспитания,
способствующих единству художественного и интеллектуального развития юных
музыкантов. В процессе обучения дети приобщаются к различным видам творческого труда,
совершенствуют свой музыкальный вкус, учатся воспринимать музыку как часть всей
духовной культуры человечества.
Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» способствуют успешному овладению
певческими и слуховыми навыками, дает знания, лежащие в основе современной научной
картины мира. Данная программа ставит более широкие эстетические задачи по равнению с
предметом музыкальной литературы. Она способствует формированию активного
эмоционально – творческого познания роли музыки в окружающем нас мире. Одной из задач
программы является знакомство ребенка не только с музыкой, но и ее связь с природой,
13

литературой, устным народным творчеством, видами изобразительного искусства, театром.
Общеразвивающая программа по предмету «Слушание музыки»реализуется3 года (7 лет
обучения).
Цель:
- развить разносторонние музыкальные навыки;
- научить грамотно излагать впечатления о музыке;
- развить умение анализировать музыкальные произведения;
- научить слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи,
рассказать о прослушанных произведениях, их содержании, композиции и средствах
музыкальной выразительности, свободно используя музыкальную терминологию.
Составители: Хуснутдинова Г.М. – преподаватель отделения теоретических дисциплин
МУДО «Межозерная ДШИ».
Аннотация к программе учебного предмета «Хор»
Программа учебного предмета «Хор» разработана на основе «Рекомендаций по
организации
образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ.
Человеческий голос - самый первый и самый прекрасный инструмент. Пение - спутник
определенного эмоционального состояния. Поэтому не случайно человечество поет, не
случайно испокон веку живут певческие традиции. Этим поддерживается эмоциональнопсихическое здоровье, как отдельного человека, так и народа в целом.
Правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки
голосового аппарата. Пение является одним из средств разностороннего развития учащихся:
музыкально-творческого и личностного.
Цель учебного предмета
1. Развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного
мышления, фантазии, музыкальной памяти.
2. Формирование вокально-исполнительских умений и навыков.
3. Приобщение учащихся к основам мировой музыкальной культуры.
Форма занятий – групповая. Срок обучения: народные инструменты - 3 года (7 лет обучения);
2 года (5 лет обучения);
фортепиано, сольное пение – 7 лет; 5 лет;
синтезатор – 5 лет
Составитель: Кайбышева Э.К..- преп. отделения теоретических и хоровых дисциплин МУДО
«Межозерная ДШИ».
Аннотация к программе учебного предмета «Музыкальная литература».
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе
«Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ.
Учебный предмет «Музыкальная литература» как дисциплина способствует
формированию общей культуры обучающихся, художественного вкуса, пробуждению
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. На уроках музыкальной
литературы происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков
восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях
музыкальной формы, специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.
Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий
процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».
Срок освоения Программы в области музыкального искусства (7 лет обучения) - 4 года
(с 4-го по 7-й классы); 5 лет обучения – 5 лет. Форма проведения учебных аудиторных
занятий – групповые занятия. Занятия проходят один раз в неделю.
Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков,
отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха, музыкального
восприятия и мышления, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, владения
14

профессиональной музыкальной терминологией, определенного исторического кругозора.
Результатом обучения также являются:
- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры,
духовно-нравственном развитии человека;
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно
программным требованиям;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений
зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей,
жанров и форм от эпохи барокко до современности;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
композиторов;
- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального
произведения;
- умение исполнять на музыкальном инструменте отдельные темы пройденных
музыкальных произведений в облегченном варианте;
- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание
и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Составитель: Ахметханова С.И. – преподаватель МУДО «Межозерная ДШИ».
Аннотация к программе учебного предмета «Коллективное музицирование»
Учебный предмет «Коллективное музицирование» входит в учебный план как предмет по
выбору. Срок освоения программы – 1 год (5 лет обучения), 3 года (7 лет обучения).
Учебный предмет «Коллективное музицирование» выполняет значимую роль в
образовательном процессе. Наряду с развитием сольных исполнительских качеств ученика,
необходимо формирование навыков игры в ансамбле, направленных на достижение единства в
раскрытии художественного замысла музыкального произведения. Учебный предмет
«Коллективное музицирование» готовит учащихся к изучению предмета «Ансамбль» и ставит
своей целью приобщить детей к музыкальной культуре через пробуждение интереса,
формирование эстетического вкуса и практических музыкальных умений при совместном
музицировании.
Форма проведения учебных аудиторных занятий –групповые занятия. Занятия проходят один
раз в неделю.
По окончании занятий по учебному предмету «Коллективное музицирование» учащийся
должен получить следующий комплекс знаний и умений:
- развитие интереса к музыке и коллективному музицированию;
- приобщение к коллективному творчеству;
- развитие начальных навыков ансамблевой игры на уровне требований программы и
грамотное, выразительное исполнение музыкальных произведений разных жанровых
направлений;
- сценическая культура исполнения;
- соответствие исполняемых произведений возрасту обучающегося, сложность репертуара;
- стабильность исполнения;
- умение учащегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- приобретение навыков репетиционно-концертной работы в качестве участника ансамбля и
творческого взаимодействия с концертмейстером.
Составитель программы: Никлеца Т.А. – преподаватель МУДО «Межозерная ДШИ».

Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися
дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального
искусства «Фортепиано».
Оценка качества реализации программы «Фортепиано» в МУДО Межозерная ДШИ
включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Текущий контроль направлен на поддержание
учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию
VI.

15

домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий
характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки
выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время

домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки. В качестве
средств текущего контроля успеваемости используются академические концерты,
прослушивания, контрольные работы, технические зачеты, устные опросы, просмотры,
письменные работы, тестирование. Особой формой текущего контроля является
контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия
комиссии.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень
освоения им учебных задач на данном этапе. Промежуточная аттестация проводится в форме
контрольных уроков, зачетов, академических концертов и экзаменов. Контрольные уроки и
зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных
занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены
проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. По окончании полугодий учебного
года оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут
выставляться и по окончании четверти. К экзамену допускаются обучающиеся, полностью
выполнившие все учебные задания по учебным предметам, реализуемым в
соответствующем учебном году. По завершении изучения учебных предметов по итогам
промежуточной аттестации учащимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании МУДО «Межозерная ДШИ».
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются
Школой самостоятельно, что отражено в рабочих программах по учебным предметам ДОП
«Фортепиано». Школой разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и
текущего контроля успеваемости учащихся. Для аттестации учащихся создаются фонды
оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы
контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных
средств разрабатываются и утверждаются Школой самостоятельно. Фонды оценочных средств
призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений,
навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального
образования в области музыкального искусства.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому
учебному предмету. Оценки учащимся могут выставляться и по окончании четверти.
Освоение дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального
искусства «Фортепиано» завершается итоговой аттестацией лиц, обучающихся по
дополнительным общеразвивающим программам в области искусств (далее – итоговая
аттестация).
Целью итоговой аттестации является установление соответствия уровня подготовки
выпускника, освоившего образовательную программу, в части приобретения знаний, умений и
навыков в области выбранного вида искусств. Требования к содержанию итоговой аттестации
учащихся определяются Школой самостоятельно, что отражено в рабочих программах по
учебным предметам ДОП «Фортепиано». Итоговая аттестация проводится в форме выпускных
экзаменов по учебным предметам:
1. Специальность;
2. Сольфеджио;
3. Музыкальная литература.
Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех
календарных дней.
Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в
абсолютном значении: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» 16

неудовлетворительно.
ОУ разработаны критерии оценок успеваемости обучающихся по программе
«Фортепиано».
Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют:
- определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной
программой по учебному предмету;
- оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении
практических задач;
- оценить обоснованность изложения ответа.
Критерии оценки для различных форм аттестации:
Оценка «5» (отлично) выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной
задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если
задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме. Проявлено
индивидуальное отношение к материалу для достижения наиболее убедительного
воплощения художественного замысла. Выявлено свободное владение материалом, объём
знаний соответствует программным требованиям.
Оценка «4» (хорошо) выставляется при достаточно полном выполнении поставленной
задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, том случае, когда учеником
демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное
отношение, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности.
Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного
задания. Учащийсяв целом обнаружил понимание материала.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при демонстрировании достаточного
минимума в исполнении поставленной задачи, когда учащийся демонстрирует
ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов задания.
Требования выполнены с большими неточностями и ошибками, слабо проявляется
осмысленное и индивидуальное отношение, учащийся показывает недостаточное владение
техническими приемами. Выявлен неполный объём знаний, пробелы в усвоении отдельных
тем.
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при отсутствии выполнения
минимального объема поставленной задачи. Выставляется за грубые технические ошибки и
плохое владение материалом. Выявлены значительные пробелы в усвоении темы.
Зачет (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном
этапе обучения, соответствующий программнымтребованиям.
В предметной области музыкального исполнительства:
Оценка «5» («отлично»):
- артистичное поведение на сцене;
- увлечённость исполнением;
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- корректировка игры при необходимой ситуации;
- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
- убедительное понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»):
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
17

- единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмыслениямузыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
- однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро-ритмическая неустойчивость.
В предметной области теории и истории музыки:
Сольфеджио
Оценка «5» («отлично»):
- вокально-интонационные навыки: чистота интонации, ритмическая точность, синтаксическая
осмысленность фразировки, выразительность исполнения, владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки: владение навыками вычленения, осмысления и исполнения
метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант: владение навыками осмысленного слухового
восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи,
владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и
отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки: умение самостоятельно применять полученные знания и умения в
творческой деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в
соответствии с программными требованиями.
Оценка «4» («хорошо»):
- вокально-интонационные навыки: не достаточно чистая интонация, не достаточная
ритмическая точность, синтаксическая осмысленность фразировки;
- выразительность исполнения;
- не достаточное владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки: владение навыками вычленения, осмысления и исполнения
метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант: владение навыками осмысленного слухового
восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи,
не достаточное владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических
построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки: умение самостоятельно применять полученные знания и умения в
творческой деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в
соответствии с программными требованиями.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- вокально-интонационные навыки: не точная интонация, не достаточная ритмическая
точность, синтаксическая осмысленность фразировки, не достаточная выразительность
исполнения, слабое владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки: слабое владение навыками вычленения, осмысления и
исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант: слабое владение навыками осмысленного
слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов
музыкальной речи, слабое владение навыками записи прослушанных ритмических и
мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
18

- творческие навыки: не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в
творческой деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в
соответствии с программными требованиями.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- вокально-интонационные навыки: не точная интонация, ритмическая неточность, отсутствие
синтаксической осмысленности фразировки, невыразительное исполнение, не владение
навыками пения с листа;
- ритмические навыки: не владение навыками вычленения, осмысления и исполнения
метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант: не владение навыками осмысленного слухового
восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи,
не владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и
отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки: неумение самостоятельно применять полученные знания и умения в
творческой деятельности;
- не соответствие
уровнятеоретических
знаний по
музыкальной
грамотеи элементарной теории музыки программным требованиям.
Музыкальная литература, слушание музыки:
Оценка «5» («отлично»):
- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований
программы;
- владение музыкальной терминологией;
- умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка «4» («хорошо»):
- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований
программы;
- владение музыкальной терминологией;
- не достаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средствамузыки.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- не полные знания музыкального, исторического и теоретического материала;
-не уверенное владение музыкальной терминологией;
- слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- незнание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований
программы;
- не владение музыкальной терминологией;
- неумение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.
Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности
Образовательная программа «Фортепиано» включает в себя Программу культурнопросветительской деятельности, Программу творческой деятельности, Программу
методической деятельности. Данные виды деятельности направлены на создание условий для
достижения целей и выполнение задач образовательной программы.
Культурно-просветительская деятельность направлена на творческое, эстетическое
развитие, духовно-нравственное воспитание обучающегося – основы для приобретения им
опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению
музыкального искусства. Вовлечение детей в концертно-выставочную деятельность
стимулирует учебу, усиливает интерес к творческой жизни в школе, а для родителей это
мотивация к определению ребенка к выбору профессии. Культурно-просветительская
деятельность это досуговая деятельность и связана, прежде всего, с созданием условий для
развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности.
Цель программы:
- формирование музыкального кругозора, эмоционально-ценностного отношения к творчеству,
VII.

19

исполнительских умений и навыков культурно- просветительской деятельности, необходимых
для успешного освоения образовательной программы в сфере музыкального искусства.
Задачи программы:
- формирование культурно-просветительской среды для обучающихся иродителей,
- разработка и реализация культурно-просветительских программ и арт - проектов для
различных социальных групп,
- популяризация художественных знаний в широких слоях общества,
- организация и проведение культурно-массовых мероприятий в культурном пространстве
школы, района.
Культурно-просветительская программа включает участие в концертах, проектах и посещение
обучающимися учреждений и организаций культуры (филармонии, выставочных залов,
музеев, образовательных учреждений НПО и др.).
Планируемые результаты культурно-просветительской деятельности:
- сформированная культурно-просветительская среда для обучающихся иродителей;
- успешная реализация культурно-просветительских программ и арт- проектов для различных
социальных групп;
- расширение числа участников и зрителей культурно-массовых мероприятий, арт-проектов,
концертов;
- осмысление детьми культуры как ценности, его
значимости
для
саморазвития
и
самореализации личности;
- осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в
свободное от учебы время;
- приобретение детьми практических навыков организации и участия в культурно-массовых
мероприятиях, арт-проектах, умений содержательно и разнообразно проводить свободное
время;
- освоение детьми основных форм коммуникаций, основ зрительскойкультуры;
- повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со
сверстниками и взрослыми;
- сохранение и формирование традиций образовательного учреждения, развитие инноваций.
Программа творческой деятельности направлена на творческое, эстетическое развитие,
духовно-нравственное воспитание обучающегося – основы для приобретения им опыта
исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению
музыкального искусства. Вовлечение детей в конкурсно - фестивальную деятельность
стимулирует интерес к учебе, формирует исполнительские компетенции учащегося, усиливает
мотивацию в выборе профессии.
Творческая деятельность связана, прежде всего, с созданием условий для развития общей
культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности.
Цель программы:
- создание условий для поддержки и продвижения одарённых детей, развитие их
интеллектуальных и творческих способностей в области музыкального искусства через
участие в различных формах творческих мероприятий. Формирование исполнительских
умений и навыков творческой деятельности, необходимых для успешного освоения
образовательной программы в сфере музыкального искусства, расширение музыкального
кругозора, воспитание эмоционально-ценностного отношения к творчеству.
Задачи программы:
- организация творческой деятельности обучающихся через проведение творческихмероприятий
(конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров,
театрализованных представлений и др.);
- формирование устойчивого интереса обучающихся к творческой деятельности;
- формирование опыта творческого общения и навыков творческой деятельности, развитие
специальных компетенций обучающихся ДШИ в области исполнительского искусства;
- пробуждение у детей интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности,
воспитание потребности к самореализации через исполнительскую деятельность;
- построение содержания творческой программы ОУ с учетом индивидуального развития детей;
- организация эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей);
20

- воспитание творчески мобильной личности, умеющей находить соответствующее своим
профессиональным качествам место в быстро меняющемся мире;
- планирование, структурирование и оптимизация конкурсно-фестивальной деятельности ДШИ.
С целью реализации творческой и культурно-просветительской деятельности в ДШИ создаются
учебные творческие коллективы (ансамбли, вокальные группы). Деятельность коллективов
регулируется локальными актами ДШИ и осуществляется в рамках как учебного, так и
внеучебного времени.
Профессиональная направленность образования в ДШИ предполагает организацию
творческой деятельности путём проведение конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад,
концертов, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений. Учащиеся ДШИ
имеют возможность выступлений
во всех мероприятиях, проводимых в системе
художественного образования.
Методическая программа ДШИ направлена на непрерывность профессионального
совершенствования педагогических работников.
В рамках методической программы работники ДШИ в пределах имеющихся финансовых
возможностей осваивают дополнительные профессиональные ОП в объеме не менее 72-х
часов, не реже чем один раз в три года в учреждениях, имеющих лицензию на осуществление
образовательной деятельности. Педагоги школы активно участвуют в городских методических
семинарах и мастер-классах.
Педагогические работники ДШИ осуществляют методическую работу: разрабатывают
учебные программы по преподаваемым ими предметам в рамках образовательной программы
в области соответствующей области искусств, а также учебно-методическое обеспечение;
используют в образовательном процессе образовательные технологии, основанные на лучших
достижениях отечественного образования в области искусств, а также современном уровне его
развития. Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная готовность
работников Школы к реализации общеразвивающих программ:
- обеспечение оптимального вхождения педагогов ДШИ в систему требований и ценностей
современного художественного образования;
- освоение новой системы требований к структуре образовательной программы «Фортепиано»,
результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов
образовательной деятельности обучающихся;
- овладение учебно-методическими и информационно - методическими ресурсами,
необходимыми для успешного решения задач ДОП «Фортепиано».
Концертно-просветительская, методическая, творческая программы и мероприятия ДОП
«Фортепиано» интегрированы в программы концертно- просветительской, методической и
творческой деятельности ДШИ.

21

Приложение № 1
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной общеразвивающей программе
в области музыкального искусства
«Фортепиано»

ПО.01.УП.01
ПО.01.УП.02
ПО.01.УП.03
ПО.01.УП.04
ПО.02.
ПО.02.УП.01
ПО.02.УП.02

245
52,5

350
105

7-й класс

595
157,5

Аудиторные занятия в неделях
35

35

35

35

35

35

35

Недельная нагрузка в часах

490

1,2,3,4

35

1,2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4

2

2

2

2

2

2

2

1,2,3,4
1,2,3,4

1
1

1,5
1

1,5
1

1,5

1,5

1,5

1,5

35
490

6-й класс

35
35
245

5-й класс

70
70
735

4-й класс

Ансамбль
Аккомпанемент
Хоровой класс
Учебные предметы
историко-теоретической
подготовки
Сольфеджио
Слушание музыки

665

3-й класс

490

735

Зачеты,
контрольные
уроки,
академические
концерты

2-й класс

980

490

Распределение по годам обучения

Промежуточная
аттестация
по четвертям

1-й класс

1435

Индивидуальные
занятия

3325

Мелкогрупповые
занятия

Учебные предметы
исполнительской
подготовки
Специальность

Аудиторные занятия
(в часах)

Групповые занятия

Трудоемкость в
часах

ПО.01.

Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов

Трудоемкость в
часах

Индекс

Максимальная
учебная
нагрузка
Самостоятельна
я
работа

Срок обучения – 7 лет

2

2

2

2

2

2

2

1
1

ПО.02.УП.03
ПО.03.
ПО.03.УП.01
ПО.03.УП.02

А.04.00.
ПА.04.01.
ИА.04.02.
ИА.04.01.01.
ИА.04.02.01.
ИА.04.02.03.

Музыкальная литература
Учебный предмет по
выбору
Чтение с листа и развитие
творческих навыков
Коллективное
музицирование
Аудиторная нагрузка по
предметным областям:
Максимальная нагрузка
по предметным областям:
Аттестация
Промежуточная
Итоговая аттестация
Специальность
Сольфеджио
Музыкальная литература

280

140

280

140

157,5

52,5

12
2
1
0,5
0,5

140

1,2,3,4

140

1

1

1

1

1,2,3,4

1

1

1

1,2,3,4

1

1

1

1890

8

8,5

8,5

7,5

7,5

7,5

7,5

3272,5

14

14,
5

14,
5

13,5

13,5

13,5

12,5

2

2

2

2

2

105

Годовой объем в неделях
2

1

2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной общеразвивающей программе
в области музыкального искусства
«Фортепиано»

ПО.01.
ПО.01. УП.01
ПО.01. УП.02
ПО.01. УП.03
ПО.01. УП.04
ПО.02.
ПО.02. УП.01
ПО.02. УП.02
ПО.03.
ПО.03. УП.01

Учебные предметы
исполнительской подготовки
Специальность
Ансамбль
Аккомпанемент
Хоровой класс
Учебные предметы историкотеоретической подготовки
Сольфеджио
Музыкальная литература
Учебный предмет по выбору
Чтение с листа и развитие
творческих навыков

2240

892,5

525
70
70
525

175
35
35
175

437,5
350

175
175

210

105

350

507,5

5-й класс

4-й класс

3-й класс

Зачеты,
контрольные
уроки,
академические
концерты

2-й класс

Промежуточная Распределение по годам обучения
аттестация
по четвертям

1-й класс

Индивидуальные
занятия

Мелкогрупповые
занятия

Аудиторные занятия
(в часах)

Групповые занятия

Самостоятельная
работа
Трудоемкость в
часах

Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов

Трудоемкость в
часах

Индекс

Максимальная
учебная нагрузка

Срок обучения – 5 лет

Аудиторные занятия в неделях
35

35

35

35

35

Недельная нагрузка в часах

490
350

35
35
350

262,5
175
105

1,2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4
1,2,3,4

2

2

2

2

1,2,3,4
1,2,3,4

1,5
1

1,5
1

1,2,3,4

1

1

2

2
1

2

2

1,5
1

1,5
1

1

2
1
2

1,5
1

ПО.03. УП.02

А.04.00.
ПА.04. 01.
ИА.04. 02.
ИА.04. 01.01.
ИА.04. 02.01.
ИА.04. 02.03.

Коллективное музицирование
Аудиторная нагрузка по
предметным областям:
Максимальная нагрузка по
предметным областям:
Аттестация
Промежуточная
Итоговая аттестация
Специальность
Сольфеджио
Музыкальная литература

52,5

17,5

35
1347,5

1,2,3,4

2240

1
8,5
14,5

7,5

7,5

7,5

7,5

13

13

13,5

13,5

2

2

Годовой объем в неделях
8
2
1
0,5
0,5

2

2

2

Приложение № 2
График образовательного процесса
дополнительная общеразвивающая программа в области
музыкального искусства «Фортепиано»
Срок обучения 5 лет

Каникулы

Всего

35

2

-

17

53

=

=

35

2

-

17

53

=

=

=

35

2

-

17

53

=

=

=

35

2

-

17

53

35

-

2

3

40

175

8

2

71

256

=

3

=

=

=

э

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

4

=

=

=

э

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

5

=

=

=

III

III

3– 8

=

5 – 10

=

8– 13

=

8– 13

=

11– 16

=

7 – 12

=

14– 19

=

30 – 5

=

9 – 14

=

16 - 21

=

2– 7

=

5– 10

э

21– 26

э

э

=

=

=

ИТОГО

Аудиторные
занятия

Резерв
Промежуточная
учебного
аттес аттестация
времени
р

э

Итоговая
аттестация
III

Каникулы

=

* осенние каникулы – с 26.10.2021 г. по 01.11.2021 г.; зимние каникулы – с 28.12.2021 г. по 10.01.2022 г.;
весенние каникулы – с 22.03.2022 г. по 28.03.2022 г.; летние каникулы – с 1.06.2022 г. по 31.08.2022 г.
Режим работы в каникулярное время, согласно планам работы школы, может включать:
- самостоятельную работу учащихся (подготовка домашних заданий, посещение учреждений культуры и др.);
- подготовку и выступления на конкурсах, фестивалях, концертных мероприятиях и др.
- организацию дополнительных занятий, организацию методической работы.

Итоговая
аттестация

=

э

=

Обозначения:

Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени

=

23 – 28

=

=

=

30 – 31

=

9 – 14

=

=

=

16 – 21

2–7

=

26 – 31

=

12 - 17

5 – 10

=

19– 24

28 – 3.07

14 - 19

21 – 26

1.06 – 5.06

=

Август

17 – 22

=

Июль

24 – 31

7 – 12

Июнь

=

28– 3

10 – 15

26 – 1.05

12 – 17

Май

=

7– 12

19 – 24

29 – 3.04

22 – 27 *

Апрель

2

14– 19

15 – 20

22 – 27

1.03 – 6.03

Март

1

1–5

15 – 20

1. 02 – 6.02

18 – 23

Февраль

25 – 30

21 – 26

Январь

28.12 – 10. 01 *

Декабрь

23 – 28

26.10 – 01.11*

Ноябрь

19 – 24

Октябрь

12 – 17

Классы

Сентябрь

Аудиторные занятия

2. Сводные данные по
бюджету времени в неделях

1. График образовательного процесса

Срок обучения 7 лет
2. График учебного процесса

итого
Обозначения:

Аудиторные
занятия

Резерв
Промежуточная
учебного
аттес аттестация
времени
р

э

Итоговая
аттестация
III

Каникулы

=

* осенние каникулы – с 26.10.2021 г. по 01.11.2021 г.; зимние каникулы – с 28.12.2021 г. по 10.01.2022 г.;
весенние каникулы – с 22.03.2022 г. по 28.03.2022 г.; летние каникулы – с 1.06.2022 г. по 31.08.2022 г.
Режим работы в каникулярное время, согласно планам работы школы, может включать:
- самостоятельную работу учащихся (подготовка домашних заданий, посещение учреждений культуры и др.);
- подготовку и выступления на конкурсах, фестивалях, концертных мероприятиях и др.
- организацию дополнительных занятий, организацию методической работы.

Каникулы

Всего

=
=
=
=
=
=

Итоговая
аттестация

=
=
=
=
=
=

Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени

=
=
=
=
=
=

Аудиторные занятия

=
=
=
=
=
=

30 – 31

=
=
=
=
=
=

23 – 28

=
=
=
=
=
=

9 – 14

=
=
=
=
=
=

16 – 21

=
=
=
=
=
=

26 – 31

=
=
=
=
=
=

Август

2–7

12 - 17

=
=
=
=
=
=

19– 24

=
=
=
=
=
=

5 – 10

=
=
=
=
=
=

Июль

28 – 3.07

I
I
I

=
=
=
=
=
=

14 - 19

I
I
I

=
=
=
=
=
=

21 – 26

э
э
э
э
э
э

1.06 – 6 .06

э
э
э
э
э
э

Июнь

7 – 12

10 – 15

3. 05 – 8 05

19 – 24

17 – 22

=
=
=
=
=
=
=

=
=
=
=
=
=
=

Май

26 – 1.05

5 – 10

12 – 17

22 – 28 *

Апрель

29 – 3.04

8– 13

15 – 20

Март

1– 6

22 – 27

8– 13

15 – 20

1 02 – 6. 02

18 – 23

25 – 30

11– 16

28. 12 – 10. 01 *

14– 19

Февраль

24 – 31

=
=
=
=
=
=
=

1
2
3
4
5
6
7

Январь

21 – 26

7 – 12

30 – 5

16 - 21

Декабрь

23 – 28

9 – 14

2– 7

26. 10 – 1. 11 *

Ноябрь

19 – 24

5– 10

12 – 17

30 - 5

Октябрь

21– 26

14– 19

7– 12

1–5

Классы

Сентябрь

2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях

35
35
35
35
35
35
35

2
2
2
2
2
2

2

17
17
17
17
17
17
3

54
54
54
54
54
54
40

245

12

2

105

364


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».